Образование (учебное заведение): Высшее медицинское, Тюменский государственный медицинский институт
Специальность по диплому: Педиатрия
Сертификат по специальности: Неврология, Организация здравоохранения
Основное место работы ГАУЗ ТО «Детский психо-неврологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда»
Должность: Главный врач
Специальность: Неврология, Организация здравоохранения
Ученая степень: Кандидат медицинских наук
Участие/членство в профессиональных ассоциациях и др.: Член Национальной Ассоциации специалистов по детскому церебральному параличу и сопряженным двигательным нарушениям, Член Межрегиональной общественной организации специалистов ботулинотерапевтов, Член ICNA, Член Профессиональной Ассоциации реабилитологов России
Публикации (научные труды): 59 научных статей в Российских и зарубежных журналах, 2 Методических рекомендаций
Награды и почетные звания Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Почетная грамота Областной Думы, Почетная Грамота Губернатора Тюменской области
Телефон: (служебный) +7 (3452) 25-72-95;
Адрес электронной почты: 257295@mail.ru
Личный прием: среда с 14.00-16.00 по предварительной записи
Реабилитационные центры и отделения реабилитации в составе медицинских учреждений, находящихся в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
Детские реабилитационные центры | ||
---|---|---|
Название учреждения | Общая коечная мощность | Профили коек и их число, условия оказания (стационарно/дневной стационар) |
ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда» | 224 | Психоневрологический, 32 койки круглосуточного/ 190 дневного стационара* |
ГАУЗ ТО Детский санаторий «Верхний Бор» | 225 | Туберкулезный, 225 коек круглосуточного стационара |
Детские реабилитационные отделения (койки) | ||
---|---|---|
Название учреждения, в структуре которого находится отделение (койки). | Профиль коек | Коечная мощность условия оказания (стационарно/дневной стационар) |
ГУП ЯНОРЦ «Для детей с ограниченными возможностями и детей, состоящих на диспансерном учете «Большой Тараскуль» | психоневрология | 10 коек круглосуточного стационара |
ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 1» отделение медицинской реабилитации | неврология | 30 коек дневного стационар |
ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница № 1» Центр развития речи и нейрореабилитации | психоневрология | 30 коек дневного стационар |
*- число мест дневного стационара с учетом сменности
Наименование: ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда»
Адрес: 625000 г.Тюмень, ул.Хохрякова, 80
Ф.И.О. Змановская Вера Анатольевна
Телефон: +7 (3452) 25-72-95
Адрес электронной почты: 257295@mail.ru
№ п/п | Наименование учреждения | Адрес учреждения | Телефон, адрес электронной почты |
---|---|---|---|
1 | АУ СОН ТО «Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» Профиль коек: Неврология, Сурдология-оториноларингология Коечная мощность 15 коек круглосуточного стационара, 5 коек круглосуточного стационара |
Тюменский р-он, Ялуторовский тракт 28, 8 | +7(3452) 68-21-00 ANO72@yandex.ru |
2 | АНО «Оздоровительно-образовательный центр санаторного типа «Серебряный бор» Профиль коек: Неврология Коечная мощность 70 коек круглосуточного стационара |
Г.Тюмень, п.Верхний Бор, 9\ км Салаирского тракта | +7(3452) 77-21-69 Sb625043@mail.ru |
3 | филиал АНО ОДООЦ «Ребячья республика» «Олимпийская Ребячка» Профиль коек: Психоневрология Коечная мощность 70 коек круглосуточного стационара |
Тюменская обл., Тюменский р-он, 42 км автомобильной дороги «Тюмень-Каменка-гр.Свердловской обл.» | +7(3452) 52-97-57 or@rebyacka.ru |
4 | АУ СОН ТО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» Профиль коек: Неврология Коечная мощность 30 коек круглосуточного стационара |
Г.Тюмень, 9 км Салаирского тракта 8, стр.3 | +7(3452) 77-20-64 Rodnik97-OMC@ya.ru |
Распоряжение Департамента здравоохранения Тюменской области от 24.02.2014 № 17/33 «О направлении детей в учреждения, осуществляющие медицинскую реабилитацию детей» (в настоящее время подготавливаются внесения изменений в распоряжение с учетом этапности оказания реабилитационной помощи).
Комплексная помощь детям, имеющим отставание в здоровье, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Тюменской области имеет 3 этапа:
Первый этап – выявление ребенка, нуждающегося в услугах ранней помощи.
Механизмом выявления детей целевой группы в учреждениях, как системы здравоохранения, так и учреждений других ведомств, имеющих в своем штате медицинских работников, является проведение регулярной оценки состояния здоровья ребенка, особенностей развития и функционирования ребенка. Раннее выявление и профилактика инвалидности у детей целевой группы осуществляются на основе межведомственного взаимодействия, механизм которого определяется с учетом выбора координирующего ведомства.
У детей с особенностями развития и функционирования оценка может осуществляться в системе образования, определение нуждаемости детей из группы социального риска – в системе социального обслуживания.
В случае выявления женщины с риском рождения ребенка с патологией в женских консультациях и родовспомогательных организациях, специалисты по ранней помощи привлекаются к деятельности по семейно-психологическому консультированию в соответствии с Методическими рекомендациями по профилактике отказов от новорожденных, разработанных МЗ РФ (2014).
Выявление детей с врожденными и наследственными заболеваниями, оказание им медицинской помощи, оказание психологической и социальной помощи их родителям на первоначальном этапе реализовывается в медицинских организациях, где происходит выявление генетических нарушений в перинатальном и постнатальном периодах.
Учреждения системы здравоохранения, включая родовспомогательные учреждения, детские поликлиники и стационары, выявление детей с проблемами развития осуществляют на основе патронажного сопровождения ребенка, во время которого осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием ребенка.
Вся полученная информация на этапе выявления ребенка из целевой группы передается в ресурсно-методический центр, где происходит сбор информации о детях, получающих услуги ранней помощи — создание региональной базы данных. На сегодняшний день создана такая региональная единая автоматизированная межведомственная система для детей с РДА на базе действующего информационного ресурса межведомственного банка данных инвалидов, детей-инвалидов.
Важным фактором своевременного выявления нарушений развития у ребенка является существующая в регионе возможность самих родителей обратиться в организации, предоставляющие услуги ранней помощи самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии.
Углубленная оценка жизнедеятельности ребенка в контексте имеющихся нарушений и факторов окружающей среды проводится междисциплинарной командой специалистов при условии письменного согласия родителей (законных представителей).
Такая комиссия функционирует с ноября 2015 года в ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда», ставя перед собой задачи профилактики психо-неврологической инвалидности. Междисциплинарной командой специалистов за 3,5 года в кабинете профилактики проконсультировано 835 детей.
За период работы кабинета профилактики 217 детей получили реабилитационную помощь, направленную на профилактику развития грозных инвалидизирующих психо-неврологических и ортопедических осложнений. Благодаря такой непрерывной и кропотливой работе мультидисциплинарной команды, только 46 детей из группы риска развили детский церебральный паралич, 18 детей вышли в задержку психо-речевого развития. Признаны здоровыми и были сняты с учета 539 недоношенных детей, достигших 3-х летнего возраста. В настоящее время проходят наблюдение около 300 детей, родившихся недоношенными и с задержкой внутриутробного развития и переживших критические состояния здоровья, имеющие риск развития угрожающих состояний по инвалидности.
Второй этап профилактических мероприятий – разработка индивидуальной программы ранней помощи.
По итогам оценки при участии родителей составляется индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи. Результатом оценки является заключение, включающее медицинский диагноз.
Индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, разработанная на основе углубленной оценки функционирования ребенка и семьи, является основой взаимодействия специалистов и семьи, позволяет планировать и финансировать услуги. Основополагающим принципом формирования этой программы является семейная ориентированность. Программа содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В ней также указаны конкретные мероприятия, необходимые для удовлетворения выявленных потребностей, а также данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы.
Третий этап – реализация индивидуальной программы ранней помощи.
Организация помощи детям, а также семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, в части оказания реабилитационных услуг в Тюменской области осуществляется на базе следующих учреждений:
I. Сети учреждений отрасли «Здравоохранение», оказывающих медико-психолого-педагогическую помощь детям:
II. Сети учреждений отрасли «Социальная политика», оказывающих медико-социальную, реабилитационную помощь.
2. Межтерриториальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комплексные центры социального обслуживания населения (25 ед.):
3. Стационарные учреждения социального обслуживания населения:
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем организации реабилитационного процесса в Тюменской области. В настоящее время интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, то есть те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Реабилитация детей с психо-речевой патологией является большим разделом работы реабилитационных учреждений Тюменской области.
Общая численность детей-инвалидов с психо-речевыми расстройствами, проживающими в Тюменской области на 01.01.2017 года – 2050 человек.
Специализированная медико-социальная реабилитационная помощь детям с психоречевой патологией в Тюменской области осуществляется на базе:
Учитывая тот факт, что в детском возрасте нарушения нервной и психической сферы неразрывно связаны друг с другом в процессе их возникновения и клинических проявлений, число детей, лечащихся с сопутствующей психо-речевой патологией имеет значительный удельный вес.
Сочетанные клинические проявления, соответственно, предполагают в системе реабилитации такой принцип работы как комплексность. В лечении детей с психо-речевой патологией используются самые современные методики воздействия: логопедическая коррекция (логопедический массаж, занятия по постановке звуков, занятия по улучшению лексико-грамматического строя речи по методикам А.Б.Кудрявцевой, Н.Б.Цениной, В.А.Ковшикова, логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста по методике Т.В.Пятницы, Т.В.Башинской), психологическая коррекция (методы диагностики по Векслеру, Кеттелю, С.Д.Забрамной, В.Ю.Ледина – А.А.Портновой, лечебные методики – анималотерапия, арт-терапия, песочная терапия, лечение материнской любовью и др.), педагогическая коррекция (занятия с дефектологом, педагогом по труду, музыкальным педагогом по методикам Е.А.Стребелевой, М.Монтессори, Никитиных и др.), различные виды речевого массажа, лечебная физкультура со стимуляцией зрительно-моторной координации, методика микрополяризации речевых зон головного мозга микродозами гальванического тока, транскраниальная магнитная электростимуляция головного мозга, рефлексотерапия, методика биологической обратной связи на аппаратно-программном комплексе БОС «Логотерапевтический» и «Психокоррекционный».
Успех реабилитации детей с психоневрологической патологией, помимо соблюдения всех её принципов – преемственности, комплексности, и дифференцированности, несомненно, зависит от постоянного совершенствования методологии процесса. Поэтому постоянно вводимые в коррекционный процесс новые технологии позволят поддерживать реабилитацию детей с проблемами речи и психического развития на современном уровне.
Появление в семье интеллектуально или физически неполноценного ребёнка всегда связано с тяжёлыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно тяжела дезадаптация родителей в кризисные моменты жизни семьи, когда встаёт вопрос о прогнозе ребёнка с «дефектом», перспективах его дальнейшего развития и обучения.
Данные моменты формируют очень важное направление в реабилитации – консультирование родителей: ориентация родителей в состоянии ребёнка; обучение родителей по методике поведенческой психотерапии адекватным реакциям в социуме; обучение родителей принципам ухода за ребёнком и общения с ним; обучение основам занятий с ребёнком в домашних условиях; выработка сбалансированного отношения родителей к больным и здоровым детям в семье.
Одним из аспектов работы с родителями является развитие кондуктивной педагогики, направленной на восстановление здоровья детей и их развития.
Целью кондуктивной педагогики является не столько улучшение биологической двигательной функции, сколько развитие ребенка (его личности), обучение самостоятельности, самовыражению. Основной принцип кондуктивной педагогики заключается в комплексной и постоянной стимуляции двигательных, психических и речевых функций больного ребенка.
Данное направление реабилитации детей с психо-неврологической патологией вошло неотъемлемой частью в структуру работы ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда» и с каждым годом неуклонно растет.
С 2008 года данный метод работы был применен в группе детей в возрасте до 6 месяцев, затем до 2011 года в процесс кондуктивной педагогики вовлечены дети в возрасте до 1 года и дети в возрасте с 1 года до 10 лет. С 2011 года процент охвата методом кондуктивной педагогики составляет у детей до 1 года -25%; у детей с 1 года до 10 лет – 10%.
Важным аспектом обучения коррекционной работе родителей является проведение школ здоровья. Основными темами, обсуждаемыми на школах здоровья, является: развитие коммуникативных способностей детей; психологические особенности детей с синдромом Дауна; вопросы семейной реабилитации детей с заболеваниями нервной системы; особенности развития, помощи и ухода за детьми с ДЦП; современные подходы в реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями и др.
Родители ребёнка – инвалида являются основными исполнителями значительной части реабилитационных мероприятий, соответственно владение навыками коррекционной работы пропорционально отражается на эффективности реабилитации.
В последние годы отмечается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра. Независимо от того, что является причиной такого роста, недостатки в организации качественной, современной реабилитации данной категории пациентов связаны, прежде всего с тем, что фундаментальное профессиональное образование пока не отреагировало адекватным способом на этот запрос, и большинству специалистов приходится знакомиться с особенностями работы с такими детьми параллельно со своей основной профессиональной деятельностью. А это и является основной причиной недостатка кадровых ресурсов, способных эффективно работать с данной категорией пациентов.
Общая численность детей с расстройствами аутистического спектра, проживающих на территории Тюменской области на 01.01.2017 года – 214 человек, в том числе детей-инвалидов – 180 человек.
Курирующим учреждением, определяющим маршрут пациента с РАС, является Центр развития речи Областной клинической психиатрической больницы – кабинет маршрутизации и реабилитации детей с РАС.
Специализированная медико-социальная реабилитационная помощь детям с РАС в Тюменской области оказывается в учреждениях:
За последние 3 года в Тюменском регионе произошли позитивные изменения в этом направлении работы. В сентябре 2015 года более 100 специалистов педагогического профиля системы образования, здравоохранения и социальной защиты ознакомились с системой помощи детям с РАС, проводимой специалистами из Израиля. В феврале 2016 года специалистом из Москвы – Екатериной Борисовной Жестковой (педагогом-психологом, сертифицированным аналитиком поведения (ВСВА), членом Международной ассоциации профессиональных аналитиков (APВA) проведен практический тренинг «Системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с особенностями развития (РАС)». Тренинг включил в себя базисные принципы Прикладного анализа поведения (АВА-терапии), концепцию «Анализа вербального поведения» Скиннера и ее практическое применение при коррекции речевых расстройств у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, систему жестовой коммуникации, коммуникации с помощью обмена карточками. В мае 2016 года проведена конференция по обучению работой с детьми с РАС методикой Гринспана (Dir flortime) с выдачей сертификатов.
Но, к сожалению, не всегда ознакомление с методиками на обучающих курсах является прямым путем для их внедрения в работе в учреждениях реабилитации. Зачастую, отсутствие специальных пособий и игрового материала, является ограничивающим фактором для внедрения этих методик в работу. Например, оснащение специальными методическими материалами, необходимыми в работе только по одной методике Прикладного Анализа поведения (АВА- терапии) одного рабочего места требуется не менее 40 000 рублей. На современном этапе развития в Тюменской области эта проблема успешно решается путем приобретения необходимого оборудования за счет средств Грантов.
В настоящее время в мире разработано множество различных программ для детей с расстройствами аутистического спектра, которые могут подойти отнюдь не каждому ребенку. Одни программы могут реализовываться в центрах реабилитации, другие только дома. Обычно сочетаются разные подходы к раннему вмешательству. Зачастую программы раннего вмешательства включают образовательную и коммуникативно-речевую терапию, а также занятия, направленные на развитие крупной и мелкой моторики. В некоторых случаях в рамках этой программы проводится работа с семьей (в том числе и обучение родителей).
Несмотря на то, что формы раннего вмешательства различны, цели, как правило, одни и те же: минимизация пагубного воздействия аутизма или другого расстройства на развитие ребенка и улучшение его когнитивных, коммуникативных и адаптивных навыков.
Доказательство эффективности многих программ весьма убедительны. Прикладной анализ поведения, пожалуй, самый известный и популярный подход к вмешательству, опирающийся на прочную научно-исследовательскую базу. Другие программы уделяют больше внимания естественным обстоятельствам и нацелены на то, в чем видят наиболее критичные и важные области поведения (программы тренировки ключевого ответа). Третьи опираются на принципы психологии развития, отводя ребенку роль помощника при составлении расписания занятий (метод Гринспана). В других случаях программы основываются на широком диапазоне разнообразных методик, их называют эклектичными.
Учитывая, как сильно дети с аутизмом отличаются друг от друга, неудивительно, что выбор методик реабилитации так широк. Сработает ли то или иное раннее вмешательство, в значительной степени зависит от ребенка, от его индивидуальных особенностей и потребностей. Но во всех программах есть общие черты: во-первых, они ориентированы на обучение коммуникации и навыкам социального взаимодействия, делают акцент на коррекции проблемного поведения, а также сосредоточены на обучении игровым навыкам. Для детей, испытывающих трудности при речевой коммуникации, разработаны различные альтернативные методы общения, среди которых система обмена картинками, компьютеризированные системы и жестовый язык.
Все вышеизложенное заставляет специалистов, работающих с детьми с РАС, творчески и обоснованно подходить к выбору методик работы с такими детьми.
В 2016 году между тремя ведомствами — Департаментом здравоохранения, Департаментом социального развития и Департаментом образования было заключено межведомственное соглашение, суть которого заключается в том, что для эффективной реализации методик лечения РДА очень важно, чтобы они осуществлялись не курсовым способом, а постоянно. Такие дети не должны стоять годами в очереди для получения долгожданной помощи. Очень важно распределить потоки пациентов с учетом возможностей реабилитационных учреждений города и области, с одной стороны, и степенью тяжести нарушений и возраста пациента, с другой. Важно, чтобы эта помощь была регулярной и своевременной в условиях одного учреждения для снижения рисков дезадаптации ребенка в процессе реабилитации. Решение этой задачи возможно только при условии концентрации всех усилий у одних специалистов.
Эффективность лечения детей, конечно, во многом зависит от тяжести их психического статуса. Порой требуется несколько курсов лечения, пока ребенок начнет принимать нашу реабилитацию. Но зависит это порой не от качества предоставляемых услуг и от квалификации специалистов, это результат особого развития головного мозга ребенка с РАС, у которых отсутствуют или не развиты структуры мозга (лимбико-гиппокампальный комплекс), отвечающие за связь с внешним миром.
Дети раннего возраста – прекрасные кандидаты на такое раннее вмешательство. При их обучении используется множество различных методов. И пока ребенок мал, он с наибольшей вероятностью может эффективно усвоить новые навыки. В этом возрасте важна ранняя, постоянная педагогическая коррекция.
Когда детям исполняется 7-8 лет, обязанности предоставления необходимого сопровождения переходят к школе, и зачастую, это оказывается плюсом, поскольку только школа предоставляет более интенсивные программы обучения особых детей и позволяет лучше скоординировать все мероприятия.
В пилотный проект вступили ряд реабилитационных учреждений здравоохранения и социальной защиты Тюменской области: ГАУЗ ТО «Тюменская областная клиническая психиатрическая больница» «Центр развития речи», ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда», г.Тюмень, , Областной центр реабилитации инвалидов, Центр социальной помощи семье и детям «Семья» города Тюмени, Областной реабилитационный центр «Родник».
Но есть реальные объективные трудности. Необходимо развитие системы скрининга для раннего выявления вариантов аномального развития ребенка, не имеющих установленных биологических маркеров. Примером такой методики может стать выше упомянутый скринговый тест-опросник М-СНАТ, используемый в практике ранней помощи, в том числе в России, для выявления расстройств аутистического спектра в поликлиниках по месту жительства. Необходимо развитие системы помощи детям с РАС с соответствующим штатом врачей-психиатров, в функции которого войдет и ведение регистра детей с РАС, и его сопровождение. Регистр детей с РАС не должен превратиться в обычный список, несущий информацию только о диагнозе, месте проживания и контактах родителей. У многих детей вопрос постановки диагноза РАС может затягиваться на годы и важно, чтобы регистр работал в помощь врачам, наблюдающим таких детей, для повсеместного охвата их реабилитационной помощью. Вероятно, в штат этого кабинета должны войти специалисты по питанию — диетолог, гастроэнтеролог, генетик, педиатр, эндокринолог и т.п. В рамках реализации данной программы необходимо дополнительное финансовое обеспечение проекта по внедрению современных, качественных методов реабилитации детей с РАС в части обучения специалистов и оснащения рабочих мест.
Общая численность детей-инвалидов с речевой и слухо-речевой патологией, проживающих на территории Тюменской области, более 500 детей; детей-инвалидов по зрению – более 300 человек.
Специализированная реабилитационная помощь детям-инвалидам с слухо-речевой проблемой и детей-инвалидов по зрению в Тюменской области осуществляется на базе:
На 01.01.2018 года в Тюменской области насчитывается 910 детей, страдающих детским церебральным параличом, что составляет 70,5 процентов от количества детей инвалидов с болезнями нервной системы. Специализированная медико-социальная помощь детям с ДЦП и паралитическими синдромами в Тюменской области осуществляется на базе:
Кроме того, в межведомственную систему включены: Российский научный центр «Восстановительной травматологии и ортопедии» им. акад. Г.А. Илизарова (г.Курган), медицинские организации по месту жительства, комплексные центры социального обслуживания, общественные организации. Спектр этих организаций непрерывно расширяется.
Значимой проблемой является доступность реабилитационной помощи для детей с ДЦП, проживающих на территории Юга Тюменской области. Количество реабилитируемых детей с данных территорий растет из года в год, но остается недостаточным по причине отсутствия предоставляемого жилья на период проведения курсов реабилитации в амбулаторных условиях реабилитационных центров г.Тюмени.
Для повышения территориальной доступности реабилитационной помощи детям, проживающим на территории г.Тобольска, Тобольского, Вагайского, Уватского и Ярковского районов с 26 мая 2014 года начал свою работу Тобольский филиал ГБУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда». В соответствии с Порядком организации медицинской реабилитации и стандартами оказания помощи по медицинской реабилитации с учетом нозологии, показаний и противопоказаний к назначению методов лечения, Тобольский филиал оказывает плановую помощь по медицинской реабилитации детям с психоневрологической патологией в возрасте от 2 месяцев до 18 лет, в том числе детям-инвалидам в условиях амбулаторного пребывания, дневного стационара, а также круглосуточного стационара с сопровождением взрослых и без сопровождения.
Планирование оказания необходимой реабилитационной и социальной поддержки невозможно без единой базы данных о таких детях. В целях координации деятельности субъектов межведомственного взаимодействия на базе лечебно-реабилитационного центра «Надежда» создан и функционирует квалификационный регистр детей-инвалидов с детским церебральным параличом.
Для оказания всех необходимых видов помощи детям с детским церебральным параличом в комплексе, с 2015 года сформирована межведомственная рабочая группа. В состав рабочей группы входят организации различной ведомственной подчиненности, занимающиеся проблемами семьи, имеющей ребенка с детским церебральным параличом.
Еженедельно на базе центра «Надежда» проводится консилиум рабочей группы с участием неврологов, травматологов-ортопедов, педиатра, врача по лечебной физкультуре, психиатра по разработке и реализации индивидуального реабилитационного межведомственного маршрута для каждого ребенка и членов его семьи, в котором указываются непрерывные мероприятия, осуществляемые до достижения максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.
С января 2014 года в Тюменской области (первом регионе в Российской Федерации) при поддержке Института восстановительной травматологии и ортопедии им. Илизарова и Шведской университетской ортопедической клиники из города Лунд стартовала программа наблюдения за детьми с церебральным параличом. Аналог таких программ работает в Скандинавских странах, Австралии, части штатов Америки. Сама эта программа подразумевает регулярное наблюдение пациента с проведением ряда рентгенологических и клинических исследований. А главным индикатором этой программы станет профилактика вторичных ортопедических осложнений и снижение частоты вывихов бедра и скелетных деформаций, которые являются причиной выраженного болевого синдрома, снижения двигательной активности и уменьшения продолжительности жизни детей с церебральным параличом.
Для оценки скринингового динамического наблюдения за тазобедренными суставами оценивается комплекс разных клинических и рентгенологических показателей (индекс Реймерса, Индекс Катона, угол Кобба и т.д.). Например, индекс Реймерса 33% указывает на повышенный риск формирования вывиха тазобедренного сустава, что требует динамического контроля такого ребенка каждые полгода.
Работа в этом проекте могла случиться только при наличии профессиональной мультидисциплинарной команды. И результаты этой работы уже есть. Если до вступления в эту Программу дети с ДЦП имели показатель вывиха тазобедренного сустава 26%, то после 2014 года группа детей с ДЦП, получающая наблюдение по стандартизированной системе, имеет этот показатель уже 8%.
Самым правильным направлением реабилитации является сочетание консервативных и своевременных оперативных методов лечения. В центре внимания терапии при детском церебральном параличе находится коррекция патологического мышечного тонуса, приобретенных или врожденных контрактур и деформаций, предотвращение их появления, а также максимально возможное восстановление мышечного равновесия, для того чтобы не допустить усвоения устойчивых патологических двигательных стереотипов. На базе ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда» ведется регистр детей, нуждающихся в проведении лечения препаратами ботулинического нейротоксина типа А.
Достижением последних лет является создание и постоянное обновление регистра больных со спастическими формами ДЦП г.Тюмени и Юга Тюменской области, нуждающихся в проведении ботулинотерапии. На 01.01.2018 года регистр детей-инвалидов с ДЦП и паралитическими синдромами, нуждающихся в проведении ботулинотерапии, составил 210 детей (124 человека по г.Тюмени и 86 детей по югу Тюменской области).
В распоряжении современных врачей находится богатый арсенал оперативных технологий.
В целях повышения доступности высокотехнологичной ортопедической хирургической помощи с 2013 года организовано сотрудничество врачей лечебно-реабилитационного центра «Надежда» со специалистами Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова (г. Курган). Для своевременного устранения ортопедических проблем у детей с детским церебральным параличом особой сложности, а также минимизации транспортировки пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания организованы выездные консультации в г. Тюмень специалистов для решения вопроса об оперативном лечении. За период с начала 2013 года проведено 18 консилиумов. Совместно осмотрено 1073 ребенка с ДЦП и сопряженными двигательными проблемами, из них отобраны на хирургическое лечение – 417 детей, 303 ребенка прооперированы.
Но, несомненно, успешный результат проводимого оперативного лечения зависит от того, насколько своевременно и полноценно ребенку будет проведена реабилитация в послеоперационном периоде. Стандарт ведения пациентов с ДЦП в Тюменской области в послеоперационном периоде включает обязательное проведение многократных курсов реабилитации в течение календарного года с перерывом в 4-6 недель.
В раннем послеоперационном периоде необходим максимум медицинского наблюдения, коррекция болевого синдрома, постоянное динамическое наблюдение со стороны врачей. Все пациенты после хирургического лечения направляются в лечебно-реабилитационный центр «Надежда».
В целях повышения качества и доступности протезно-ортопедической помощи детям-инвалидам Тюменского региона с 2014 году на базе ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда» начала работать междисциплинарная медико-техническая комиссии в составе неврологов-реабилитологов лечебно-реабилитационного центра «Надежда», Областного центра реабилитации инвалидов, с присутствием на ней представителей бюро медико-социальной реабилитации, отдела реабилитации Департамента социального развития Тюменской области и ортопедов-ортезистов протезно-ортопедических предприятий города.
Целью работы данной врачебной комиссии стало единое понимание двигательных проблем ребенка-инвалида, выработка преемственности в работе реабилитологов и ортезистов, а также повышение эффективности использования консервативных ортопедических методов лечения (ортезов, туторов, аппаратов для конечностей) и технических средств реабилитации у детей-инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата. За период с августа 2014 года совместно осмотрено более 1000 детей-инвалидов с двигательными проблемами. Даже столь небольшой опыт работы этой комиссии выявил тенденции снижения перечня выписываемых технических средств реабилитации с учетом современных принципов и подходов, что, несомненно, скажется на экономии выделяемых финансовых средств, но, что очень важно, повысит эффективность использования рекомендуемых детям технических средств реабилитации и ортезов.