Комплексная реабилитация детей раннего возраста с синдромом детского церебрального паралича


Термином «детские церебральные параличи» объединяются синдромы, которые являются следствием повреждений мозга, возникших во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах. Характерная особенность детских церебральных параличей – нарушение моторного развития ребёнка, обусловленное, прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений (Бадалян Л.О., 1984).

Лечение детского церебрального паралича должно быть комплексным и начинаться с первых недель жизни ребёнка (Бадалян Л.О., 1984). Комплексное лечение детского церебрального паралича детей традиционно включает ортопедические мероприятия, лечебную гимнастику, коррекцию речевых и психических нарушений.

В последнее время в медицинской литературе стали появляться сообщения о новых высокотехнологичных методах лечения детского церебрального паралича. Эти методы включают различные методы сенсорной коррекции — сенсорная комната, звуковой луч; лечение лекарственными препаратами, влияющими на нервно-мышечную передачу возбуждения в синапсе (например, Botox и Disporth); методы функциональной нейрохирургии.

На базе Алтайского краевого детского психоневрологического санатория также осуществляются мероприятия по комплексной реабилитации детей, больных детским церебральным параличом.

Наши наблюдения касаются группы больных детским церебральным параличом – 45 больных в возрасте от 1 года до 3-х лет, из них 25 (56%) девочек и 20 (44%) мальчиков. Все больные являлись жителями Алтайского края (из них — 30 (67%) детей из г. Барнаула и 15 (33%) из районов и городов Алтайского края, 5 (11%) пациентов из районов Республики Алтай). При этом необходимо отметить, что только 3 ребенка получали реабилитационный курс в возрасте 1,5 лет, остальные — в 2,5-3 года. Диагнозы детского церебрального паралича были выставлены детям на первом году жизни.

Наиболее вероятной причиной развития детского церебрального паралича у 14 (31%) пациентов явилась недоношенность (27-34 недели, с весом при рождении 980-1550 грамм), у 12 (27%) — неблагополучное течение беременности у матери (инфекционная или соматическая патология), отягощенный акушерский анамнез, у 19 (42%) травматичные условия рождения при срочных родах, тугое обвитие пуповиной вокруг шеи, низкая оценка по Апгар -1-2 балла.

Комплексная реабилитация детям проводилась в течение трех недель в условиях Алтайского краевого детского психоневрологического санатория. При поступлении основные жалобы предъявлялись на отставание в психомоторном развитии, нарушении речевого развития, нарушении ритма сна, слабость в конечностях или скованность движений, тремор конечностей. Основные объективные симптомы при неврологическом осмотре: нарушение функции черепных нервов, псевдобульбарный синдром, пирамидная симптоматика, координаторные расстройства, экстрапирамидные нарушения, отставание в психомоторном развитии.

Реабилитационные мероприятия были комплексные и включали мероприятия, направленные на устранение патологического двигательного стереотипа и коррекцию нарушенных высших функций головного мозга.

Реабилитация начиналась с проведения медикаментозной, адаптационной терапии, состоящей из седативных препаратов (таблетки валерианы, успокаивающие фитосборы, глицин, аминалон) и адаптагенов. Адаптационный период длился 5-7, а в некоторых случаях — 10 дней. Затем плавно «подключались» другие реабилитационные мероприятия.

Среди этих мероприятий приоритетное место занимала лечебная физкультура и массаж, направленные на развитие и закрепление, имеющихся у детей двигательных навыков и создание мотиваций к выработке новых двигательных актов. При этом особенно активно внедрялся «кондуктивный» метод лечебной физкультуры, когда действие всего (!) персонала учреждения направлены на устранение патологического двигательного стереотипа. Применение факторов физиолечения в данном возрастном периоде ограничено: с 2-х лет применяется электромиостимуляция, но широко используются тепловые процедуры.

В комплексной реабилитации большой объем занимает логопедическая работа — это обязательный логопедический массаж (преимущественно по методике Новиковой) и постоянная работа с кистью. Значительная часть времени посвящена психолого-педагогической работе, проводимой для детей второго года жизни в игровой форме, для детей 3-го года жизни начинаются педагогические занятия по методу Монтессори. Ближе к 3-х летнему возрасту психологическая работа с ребенком включает и элементы диагностики ранних отклонений в высшей нервной деятельности.

Особый интерес в реабилитации детей раннего возраста представляют занятия в сенсорной комнате с логопедом и психологом, где происходит постоянная работа руками на получение раздражителей различных видов чувствительности. Интересно внедрение аромотерапии: в частности аромо-массаж кистей, лица, точечный массаж. Для детей второго — третьего года жизни используется преимущественно лавандовое масло, ближе к 3-х летнему возрасту — масла с запахом лимона (или других цитрусовых).

Ни у одного больного этой группы в процессе лечения не было выявлено каких-либо побочных явлений лекарственной или физической терапии. Положительные результаты проводимой реабилитации обнаруживались к 7-10 дню. В первую очередь нивелировались жалобы матери: отмечали улучшение общего состояния детей, нормализацию сна, наблюдалось снижение выраженности эмоциональной лабильности. На 10-12 день отмечался объективный регресс очаговой симптоматики: улучшение походки, уменьшение координаторных расстройств. К концу пребывания в санатории наблюдалось снижение спастического мышечного тонуса, увеличение объема движений в паретичных конечностях, богаче становилась мимика и жестикуляция, в речи появилась эмоциональная окраска.

По окончании курса лечения хороший эффект был получен у 32 (71%) пациентов, в возрасте 1-2-х лет, удовлетворительные результаты — у 6 (13%) с давностью заболевания 2-2,5 года, эффект не отмечался у 7 пациентов (16%) с давностью заболевания 3-3,5 года.

Описанный метод комплексной реабилитации представляет собой попытку подойти к решению проблемы лечения детского церебрального паралича, расширяет возможности воздействия на механизмы патогенеза. Как показали данные проведенного исследования комплексная реабилитация, в отличие от монотерапии, позволяет получить значительно лучшие лечебные результаты.

Е.В. Лонских, Т.Э. Цымбал, А.Г. Ремнёв, Н.В. Назаренко