Федеральный научно-практический центр паллиативной медицинской помощи открыт в Москве

«Я узнал, что самое важное, что я могу сделать для пациента – это быть честным, взять его за руку, спросить, что ему нужно, а затем — выполнить его просьбу, в чем бы она не заключалась. Я только что понял, что это честь для меня». 28 июня 2019 года в Москве прошла конференция, посвященная открытию Федерального научно-практического центра паллиативной медицинской помощи на базе Первого Московского Государственного Медицинского Университета имени И.М. Сеченова.

«Миссия паллиативной помощи состоит в поддержании человека в процессе трудного перехода к осознанию того чтобы быть серьезно больным и бороться со смертью, чтобы быть неизлечимо больным и искать покоя».

«Я узнал, что самое важное, что я могу сделать для пациента – это быть честным, взять его за руку, спросить, что ему нужно, а затем — выполнить его просьбу, в чем бы она не заключалась. Я только что понял, что это честь для меня».

«Конкуренция, рационализм, эффективность и прибыль не совместимы с состраданием и заботой».

Пожалуй, эти высказывания из выступления участника конференции Роберта Твайкросса, одного из основоположников паллиативной помощи, можно назвать лейтмотивом всего мероприятия.

В России паллиативная служба развивается стремительными темпами

В России за последние 10 лет произошел значительный скачок в развитии паллиативной службы.  Как отметили участники конференции, это происходят благодаря политической воле руководства страны, законам и нормативным документам, которые определили паллиативную помощь одним из стратегических направлений отрасли здравоохранения. На сегодня она существует с исключительно бюджетным финансированием.

По инициативе Т.Т. Яковлевой создана и действует горячая линия с очень быстрой обратной связью по вопросам организации паллиативной помощи. Однако для максимального охвата нуждающихся необходима подготовка квалифицированных кадров и единые методологические подходы. Вновь созданный Федеральный научно-практический центр паллиативной медицинской помощи призван стать головным учреждением для решения этих глобальных задач.

В настоящее время прошел согласование проект приказа МЗ РФ об утверждении Положения об организации паллиативной помощи. Это федеральный нормативный документ, содержащий разделы для детского и взрослого населения и объединяющий службу страны благодаря стандартам оснащения медицинским оборудованием, кадрового обеспечения и обеспечения изделиями медицинского назначения и медикаментами.

Клинический уход в основе обучения

Роберт Твайкросс, член Королевского колледжа врачей, член Королевского колледжа радиологов, заслуженный клинический лектор паллиативной медицины, Оксфордский университет, глава Центра сотрудничества по паллиативной помощи ВОЗ (1998-2005), бывший научный сотрудник в области терапии в хосписе Святого Кристофера, Лондон, директор по медицине Дома сэра Майкла Соббела, больница Черчилля в Оксфорде), обращаясь к истории, отметил, что паллиативная помощь зародилась в Великобритании как движение протеста в интересах обреченных больных и имело целью привлечь к ним внимание государства.

Развитие данного направления в России началось с 2-х недельных обучающих курсов, организованных в 1991 году Робертом Твайкроссом и Виктором Зорза в Ленинграде для 28 российских и 2 врачей Объединенного Королевства. Затем, В 1994 году Вера Миллионщикова возглавила в Москве Хоспис. Вначале все двигалось очень медленно, но в последние годы – невероятно быстрое развитие службы и опыт России уже приобретает ценность для мирового сообщества.

Как отметил Твайкросс, обучение специалистов должно быть основано на клиническом уходе. Необходима интернатура, поскольку овладеть специальностью врача по паллиативной помощи, так же как и специальностью хирурга, по учебникам невозможно. Клинический центр, в котором при совместных обходах и медицинских манипуляциях будущие специалисты будут впитывать идеологию данного направления – это крайне важно, поскольку основные понятия паллиативной помощи осознаются не сразу: «Меньше технологий — больше внимания к пациенту» и «Сохраняйте жизнь, когда это возможно. Позволяйте естественной смерти произойти — когда это становится неизбежным».

Роберт Твайкросс отметил региональные особенности разных стран по отбору пациентов на паллиативное сопровождение, период и основные группы заболеваний, когда взрослые больные метастатическими формами рака должны составить не менее половины электората службы. Пациенты с терминальными состояниями в стационарах должны сопровождаться специалистами паллиативной помощи. Они должны выстраивать «мосты» с лечащими врачами в решении проблем облегчения состояния больных при некупируемой боли, неоперабельной кишечной непроходимости, запорах, непрекращающейся рвоте, нарастающей одышке, бессоннице. В конечном же итоге – уменьшить страдания человека от осознания того, что он умирает, вызвать доверие к себе, быть внимательным к деталям. Этому должны обучаться не только специалисты по паллиативной помощи. Министерство здравоохранения должно инициировать организацию обучения врачей разных специальностей, среднего и другого медицинского персонала, студентов по программам комплексного паллиативного сопровождения. В каждом сестринском колледже должен быть модуль паллиативной помощи. Преподаватели должны иметь высочайшую квалификацию, а в учебных классах должны быть пациенты и члены их семей.

Укрепление паллиативной помощи — этическая ответственность системы здравоохранения

Эрик Кракауэр (директор Глобальной программы паллиативной помощи, профессор медицины, глобального здравоохранения и социальной медицины Гарвардской медицинской школы, лечащий врач Отдела паллиативной помощи и гериатрии Массачусетской больницы общего профиля) в своем выступлении отметил, что только 9% населения стран с низким доходом, удельный вес которых составляет 81% в мире, имеют доступ к паллиативной помощи. В странах с высоким доходом (19% населения планеты) паллиативная помощь доступна 91% нуждающихся в ней. Люди, проживающие в слаборазвитых странах, страдают и не знают, что может быть облегчение, и это – великая несправедливость. В качестве иллюстрации Кракауэр привел цитату из резолюции ВОЗ 67.19 от 2014 года: «Укрепление паллиативной помощи как компонента комплексной медицинской помощи на протяжении всей жизни — это этическая и нравственная ответственность любой системы здравоохранения».

Специалист презентовал три документа паллиативной помощи: для первичной, специализированной медицинской помощи и для чрезвычайных ситуаций. Он выделил также паллиативную помощь в педиатрии, подчеркнув, что члены мультидисциплинарных команд службы паллиативной помощи должны иметь доступ к пациентам всех направлений в стационарах, а выездные бригады специалистов должны оказывать помощь пациентам и их семьям на дому. По мнению эксперта, расчётная стоимость этого вида медицинской помощи в РФ должна составлять 3% от общего объема финансовых расходов на здравоохранение, которые окупаются благодаря возможности организации ухода пациентов с паллиативным состоянием на дому, освобождая дорогие круглосуточные.

Кракауэр привел результаты экспертного анализа состояния паллиативной помощи населению РФ, проводимой специалистами престижного журнала общемедицинских вопросов «Ланцет». В документе отмечен большой прогресс развития паллиативной помощи в России и даны рекомендации по рациональному расходованию ресурсов в системе здравоохранения:

1. Потребность населения страны в паллиативной помощи оценивается по 20 нозологиям, для которых необходимо достигнуть 90% охвата нуждающихся. Помимо онкологической, неврологической патологии, к ним относятся ожоги, а также врожденные аномалии развития и экстремальная масса тела при рождении у детей. Расчеты проводятся в группе умерших и не умерших.

2. В расчет принимается неадекватное облегчение острых страданий после оперативного вмешательства и острых заболеваний сердечно-сосудистой системы, тромбозов и др.

3. Паллиативная помощь — это ответ на страдание любого вида: ИВЛ, физическое или психологическое, духовное, социальные расстройства, в связи с раком пациенты страдают от боли, одышки, тошноты, рвоты, депрессии. Необходимо учитывать распространенность каждого вида страдания.

В Российской Федерации 80% людей, умерших от рака испытывали боль в течение 90 дней, 35% страдали от диспноэ. По данным международных экспертов, в России 2 млн. человек нуждаются в паллиативной помощи.

Современные возможности респираторной поддержки пациентов паллиативной группы способны увеличить продолжительности их жизни, вместе с этим сформулировать правила , по которым специалисты совместно с членами семьи принимают решение об отказе от продолжения ИВЛ пациенту.

Облегчение страданий – это неотъемлемое право человека

Стивен Коннер, доктор философии, клинический психолог, педагог, исполнительный директор Всемирного альянса паллиативной и хосписной помощи, попечитель международной сети паллиативной помощи детям в Научно-консультативном совете Национального исследовательского центра паллиативной помощи США, консультант Международной Инициативы Паллиативной помощи Фондов Открытого общества, бывший член Технической консультационной группы ВОЗ по паллиативной помощи, член редакционного совета Журнала управления болью и симптомами, продолжил тему потребности в паллиативной помощи в мире и РФ на основе рекомендаций ВОЗ и комиссии Ланцета.

По данным эксперта, глобальная потребность в паллиативном сопровождении сегодня – 60 млн. человек. Из числа нуждающихся в паллиативной помощи 8,6 % — это дети, 80% от этого числа проживают в станах с низким доходом. В структуре заболеваний детей паллиативной группы на первом месте врожденные аномалии развития, далее следуют последствия состояний, перенесенных в перинатальном периоде, белково-энергетическая недостаточность, психические расстройства, заболевания нервной системы (без эпилепсии), ВИЧ/СПИД.

По степени доступности и развитию паллиативной помощи, которая включает наличие государственной системы, обученных кадров, материальные ресурсы, страны делятся на несколько уровней: от полного отсутствия (1-й уровень) до высокого уровня развития данного вида помощи. Россия в короткие сроки достигла 4А уровня развития паллиативной службы, что означает начало ее повсеместного внедрения.

Облегчение страданий – это неотъемлемое право человека. Большая проблема состоит в том, что в странах с низким уровнем доходов для огромного количества людей, страдающих от боли, ограничен доступ к опиоидам, а в странах с Северной Америки имеет место перерасход этой группы препаратов.
Старение населения привело к тому, что доля людей в возрасте 65 лет превышает число пятилетних детей, к 2050 году 22% населения планеты будет нуждаться в паллиативной помощи, а общество не понимает, что это такое. Необходимо обучение широкого круга медицинских работников основам паллиативной помощи.

Управление болью

Томас Дж.Смит, доктор медицины, член Американского колледжа врачей, член Американского общества клинической онкологии, член Американской Академии Хосписной и Паллиативной Медицины, директор паллиативной медицины в Медицинском институте Джона Хопкинса, профессор онкологии в комплексном Онкологическом центре Сидни Киммела, профессор паллиативной медицины семьи Гарри Дж. Даффи, институт Джона Хопкинса, провел обзор результатов мета-анализов, проведенных в США и Франции по исследованию выживаемости среди пациентов, у которых была организована постоянная возможность сообщить о своих симптомах специалисту паллиативной службы и получить консультацию, включая телефонную. Было отмечено увеличение продолжительности жизни от 3 до 6 месяцев и числа выживших от 6 -10-15 до 19 человек на сотню, по сравнению с контрольной группой пациентов онкологического профиля, а также снижения частоты депрессий на 50%.

Другой важной темой его выступления было управление болью. Невыносимая боль – одна их самых частых причин, по которым человек обращается в паллиативную службу. Причины боли могут быть физические, психологические (тревога, депрессия, расстройство сна), социальные. Даже в США 2/3 пациентов, получающих лечение от рака и 1/3 пациентов с прогрессирующим раком, испытывают боль по разным причинам: связывают боль в прогрессировании процесса и не сообщают об этом, боясь отмены терапии онкологом. Недостаточное облегчение боли приводит к стрессу, снижению иммунитета и двигательной активности, присоединению пневмонии, сердечной и дыхательной недостаточности.

Барьеры для адекватного купирования боли со стороны врачей возникают из предубеждения по поводу подавления дыхательного центра, возникновения наркотической зависимости в связи с назначением морфина. Часть врачей считают назначение наркотических анальгетиков равноценным эвтаназии. Все это не соответствует действительности, поскольку морфин помогает справиться с рефрактерной одышкой и не увеличивает риск смерти по сравнению с контрольной группой пациентов с кислородной зависимостью (по данным 15-ти летнего наблюдения, проведенного в Швеции).

Важной темой, которой коснулся Томас Дж.Смит, были правила помещения тяжело больного человека в хоспис. Это должен быть запланированный за 6-12 месяцев до события процесс, если он соответствует желанию больного и целям его окружения. Доказано, что проживание в хосписе способствует увеличению продолжительности жизни на 39 дней- 3 месяца.

Федермессер Анна Константиновна, директор Московского центра паллиативной помощи, учредитель фондов Вера и PACED FONDATION остановилась на роли общественных организаций для развития паллиативной помощи в странах с низким экономическим уровнем, о необходимости внедрения стандартов оказания этого вида медицинской помощи с учетом географических и национальных особенностей государств, привела вопиющие примеры уголовного преследования людей по фактам применения морфина неизлечимому ребенку и взрослому, которые страдали от невыносимой боли. Заканчивая свое выступление, Анна Федермессер заявила, что паллиативная помощь помогает восстановить разрушенные моральные и нравственные устои общества.

Клаудия Констон, член совета директоров Ассоциации гериатрических медсестер Израиля поделилась опытом организации сестринского дела в паллиативной помощи пациентам в крупной клинике Израиля, в основе которого реализуется принцип уважения личности пациента, независимо от его религиозной и политической принадлежности.

Вам также может быть интересно:

Новый тип магнитной стимуляции снижает симптомы черепно-мозговой травмы

IX Конгресс «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей»

Применение МКФ в медицинской реабилитации детей и подростков

Метки:

12.07.2019