Случай инверсии хромосомы 4 и несбалансированной транслокации между коротким плечом хромосомы 4 и длинным плечом хромосомы 18 у девочки: эволюция клинических и электроэнцефалографических проявлений
Специалистами представлена история болезни девочки с ранее не описанной в мировой литературе хромосомной патологией: инверсией хромосомы 4 с несбалансированной транслокацией между коротким плечом хромосомы 4 и длинным плечом хромосомы 18. Клиническая картина синдрома проявляется выраженной задержкой роста и набора массы тела, гипоплазией зрительных нервов, выраженным отставанием в психическом и двигательном развитии, эпилепсией с фокальными гемиклоническими приступами переменной локализации с фебрильной провокацией. Отмечаются множественные стигмы дизэмбриогенеза, но аномалий развития внутренних органов не наблюдается.
Описание клинического случая
Пациентка Е., 04.07.2015 г.р.
Диагноз: хромосомная патология: инверсия хромосомы 4, несбалансированная транслокация между коротким плечом хромосомы 4 и длинным плечом хромосомы 18. Множественные аномалии развития. Задержка физического и психомоторного развития. Атонически-астатический синдром. Генетическая эпилепсия с фокальными моторными, билатеральными тонико-клоническими приступами, фебрильно-провоцируемыми приступами.
Впервые родители обратились в Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки, когда девочке было 10 мес, со следующими жалобами: 1) задержка развития (голову не держит, не переворачивается, из эмоциональных реакций сформированы только слежение за передвижением взрослого и комплекс оживления при узнавании мамы); 2) ребенок не растет и плохо прибавляет в массе (в 10 мес. весит 3700 г, прибавляет на 10–100 г за 1 мес.); 3) приступы в виде подергивания, посинения и одышки с остановкой дыхания.
Для коррекции задержки развития ребенок направлен на реабилитацию в возрасте 1-го года жизни (назначены массаж, лечебная физкультура, войта-терапия, занятия с логопедом). Каждая попытка начать реабилитацию завершалась усилением аспирационного синдрома и в результате аспирационной бронхопневмонией, при этом ни один курс реабилитации не был окончен. Поэтому в возрасте 2 лет совместно с родителями принято решение оставить лишь щадящую реабилитацию в домашних условиях (трофический массаж, суставная гимнастика, санация верхних дыхательных путей), которой обучена мама пациентки. С 2 лет ведение пациентки включает наблюдение невролога, контроль электроэнцефалограммы (ЭЭГ), коррекцию противосудорожного лечения, дополнительный кислород при снижении сатурации, применение ортопедических приспособлений для профилактики костно-суставных осложнений. Режим щадящей реабилитации на дому оказался более успешным: девочка стала реже болеть, лучше прибавлять в массе, неврологический статус стабилизировался. Динамика развития при этом отсутствует. Обследована эндокринологом: по результатам анализов крови (инсулиноподобный ростовой фактор, тиреотропный гормон, связанный тироксин) данных, указывающих на нарушение функции щитовидной железы, дефицит гормона роста, не получено.
Первоначальный диагноз, основанный на кариотипе, как будто подтверждал у нашей пациентки синдром Вольфа–Хиршхорна (рекомбинантная хромосома 4, состоящая из несбалансированной перицентрической инверсии). Однако ЭЭГ-картина пациентки Е. не сопровождается характерными для синдрома Вольфа – Хиршхорна паттернами. У пациентов с синдромом Вольфа–Хиршхорна на ЭЭГ регистрируется региональная, билатеральная и диффузная эпилептиформная активность высокого индекса в структуре регионального замедления, специфические паттерны FIRDA (frontal intermittent rhythmic delta activity, периодическая ритмичная лобная дельта-активность) и OIRDA (occipital intermittent rhythmic delta activity, периодическая ритмичная затылочная дельта-активность), с акцентом в передних и, реже, задних отделах, причем индекс представленности значительно выше. Учитывая наличие в зоне инверсии хромосомы 4 части длинного плеча хромосомы 18, специалисты сравнили ЭЭГ пациентки и ЭЭГ пациентов с мутацией хромосомы 18. Исследования проводились в Институте детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки. Было выявлено сходство между этими случаями. У пациентки Е. регистрируются региональное замедление и региональная эпилептиформная активность в задних отделах с 2 сторон, без четкого латерализационного акцента. ЭЭГ-картина у пациентов с мутацией длинного плеча хромосомы 18 более «легкая», индекс представленности эпилептиформной активности ниже.
Заключение
По данным обзора A. Verrotti и соавт., транслокация или делеция 18q характеризуется эпилепсией с дебютом до 1-го года, с фокальными моторными приступами в сочетании с апноэ и мультифокальной эпилептиформной активностью (центральная, височная, теменная, затылочная области), а также относительно доброкачественным течением.
Таким образом, детальный анализ клинико-электроэнцефалографической картины эпилепсии, связанной с хромосомными нарушениями, может помочь определить фенотип заболевания.
Источник:
Русский журнал детской неврологии. 2020;15(3-4):78-91.
21.06.2021