Арт-терапия как инструмент развития социальных навыков у детей с аутизмом

В статье приводится анализ результатов теоретического исследования, направленного на определение перспективности применения методов арт-терапии в рамках развития социальных навыков детей с аутизмом. Практическая значимость публикации определяется специфическим эффектом арт-терапии, который проявляется в возможности снизить тревогу ребенка с аутизмом в результате коррекционной психолого-педагогической работы.

В любом обществе всегда существовали группы индивидов, для которых процесс психологической и социальной адаптации оказывался более сложным, чем для остальных. Среди них особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные официальной статистики и специальных исследований свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья детского населения. Это говорит о масштабности проблемы и определяет необходимость оказания помощи данной категории детей с целью удовлетворения их особых образовательных потребностей. В связи с этим приобретает особую актуальность исследование условий повышения качества жизни и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

К детям с ОВЗ относится также и категория детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), изучение особенностей процесса социальной и психологической адаптации которых будет способствовать более глубокому пониманию специфики образовательного процесса и позволит вывести методические рекомендации, которые будут полезны педагогам, специалистам, руководителям для организации обучения детей с аутизмом.

Современный подход к образовательному процессу выявил проблемы, связанные с переходом от предметно-ориентированного обучения к субъектно-ориентированному, в центре которого находится личность человека, в данном случае – личность ребенка с аутизмом. Поэтому специалистам следует руководствоваться индивидуальным подходом при решении психологических задач.

Социализация детей, имеющих расстройства аутистического спектра, приобретает все большую актуальность в связи с постоянным увеличением их числа. Проблема заключается в том, что в силу особенностей социальной сферы детей с аутизмом сложнее включить во взаимодействие со сверстниками, для этого требуется поиск нестандартных стратегий. Методы арт-терапии могут быть весьма эффективными в рамках решения задач социализации данной категории детей, имея ряд преимуществ: во-первых, методы, основанные на творчестве, позволяют диагностировать состояние ребенка без помощи вербальной коммуникации, так как продукты творческой деятельности обладают диагностическим потенциалом сами по себе. Коммуникация – это зона роста большинства детей с РАС, часто им сложно сообщить о своем состоянии словами, и эту проблему удается обойти путем применения методов арт-терапии. Во-вторых, занятия творчеством способствуют снижению тревожности, которая часто возникает у детей с РАС, что в итоге позволяет им лучше концентрироваться на учебных и коммуникативных задачах. В-третьих, методы арт-терапии разнообразны и позволяют подобрать занятия для детей разного уровня развития, что всегда актуально в работе с детьми с ОВЗ. Арт-терапия может рассматриваться как «альтернативный язык, пригодный для выражения трудно передаваемых словами переживаний. Кроме того, она создает особую ситуацию, в которой дети могут увидеть в этих переживаниях смысл и прийти к интеграции своего прошлого и настоящего опыта». Но вопросы, касающиеся изучения влияния арт-терапии на формирование социальных навыков у детей с РАС, в России остаются малоизученными.

Цель данной научно-исследовательской работы – изучение потенциальной эффективности применения методов арт-терапии в рамках решения задач социализации детей с аутизмом. Объектом ее выступают особенности социальных навыков детей с РАС. В качестве предмета исследования было избрано формирование социальных навыков детей с РАС в контексте арт-терапии. В числе задач данной научно-исследовательской работы можно назвать следующие: анализ психолого-педагогической литературы, изучение основных проявлений аутизма в контексте социальной адаптации детей с РАС; исследование основных методов арт-терапии в контексте их особых эффектов; обоснование эффективности применения методов арт-терапии в рамках решения задачи развития социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Аутизм (РАС) представляет собой одну из форм нарушения развития. Распространенность его резко выросла за прошедшие 70 лет – с того момента, как он был впервые описан Л. Каннером (Kanner, 1943) и Аспергером (Asperger, 1944). Причины этого до конца не ясны, но чаще всего рост показателей связывают с увеличением количества новорожденных носителей расстройства, с развитием диагностики и повышением ее доступности. В 2020 году в США среди детей 4–8 лет у каждого 54-го был диагностирован РАС. Мальчиков с таким диагнозом было в 4,3 раза больше, чем девочек.

Основные критерии РАС объединены в так называемую «диагностическую диаду», включающую в себя две группы основных дефицитов: трудности социальной коммуникации и социального взаимодействия; ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности. Можно также говорить о специфике обработки сенсорной информации, характерной для детей – носителей расстройства.

Больше всего адаптации субъектов с аутизмом препятствуют стойкие нарушения взаимодействия с окружением. Расстройство социального функционирования – основная черта детей-аутистов. Типичный недостаток развития социальных навыков касается завязывания беседы, ответа на предложение поговорить от других людей, контакта глазами, считывания невербальных сигналов других людей, способности смотреть на происходящее с точки зрения другого. У детей с РАС снижена способность понимать эмоции другого человека. Ее обеспечивает особый психический конструкт – модель психического, или theory of mind. Нейротипичные дети обучаются социальным навыкам с помощью подражания своим сверстникам, в то время как детей с аутизмом этим навыкам нужно обучать целенаправленно в силу их особенностей. Обучение детей социальным навыкам – это ключ к развитию у них способности понимать других и формированию потребности во взаимодействии с окружением. Арт-терапия в силу механизма воз-действия и доказанных эффектов влияния на носителей расстройства может быть эффективным инструментом для решения задач социализации детей с аутизмом.

В русскоязычных научных источниках практически отсутствуют данные о применении методов арт-терапии в контексте развития социальных навыков детей данной категории, в то время как за рубежом подобные исследования проводятся. Ряд иностранных авторов указывает на определенные нюансы арт-терапевтической работы с детьми-аутистами, однако в целом специалисты говорят о пользе применения данных методов для улучшения навыков коммуникации и социализации «особых» несовершеннолетних.

В 2014 году в журнале «Искусство психотерапии» был опубликован подробный обзор исследования эффективности отдельных сторон арт-терапевтического процесса, приведены выводы, касающиеся потенциала данной группы методов в развитии социально-коммуникативных навыков детей с аутизмом. Арт-терапия описывается как альтернативный способ общения, потому что в этом случае между ребенком и терапевтом стоит искусство. Во время творчества дети вступают в контакт с психологом и другими детьми, совершенствуют свои коммуникативные навыки. Учитывая, что арт-терапия – территория преимущественно невербального взаимодействия, детям она дает возможность рассказывать о своем жизненном опыте с помощью используемых в творческом процессе материалов и символов. Некоторые из детей больше получают от языка тела и взаимодействия с художественными материалами, чем от произнесенных слов. Другое исследование, проведенное в Гонконге в 2016 году, также представляет собой анализ эффективности арт-терапевтического инструментария в работе с детьми, имеющими РАС. Авторами были использованы различные материалы, воздействие проводилось в групповом формате и длилось 12 недель. Результаты исследования показали, что применение средств арт-терапии эффективно с точки зрения улучшения эмоциональной регуляции детей, снижения частоты случаев нежелательного поведения, что было подтверждено и специалистами, и родителями. Известно, что аффективные вспышки и демонстративное деструктивное поведение являются факторами, существенно снижающими социальную адаптацию детей с аутизмом. Следовательно, нивелирование их способно обеспечить улучшение ситуации.

Самое популярное направление арт-терапии – это изотерапия, или всевозможные рисуночные техники. Любое рисование гармонизирует эмоциональное состояние ребенка, позволяет ему быстро прийти в норму, но эффективнее всего в рамках решения этой задачи работает рисование красками. Работа с красками успокаивает детей, снижает тревогу и агрессию. Детям с аутизмом нравится рисовать или раскрашивать, они увлекаются монотонной деятельностью, и это постепенно приводит их к эмоциональному равновесию. Особенно действенны необычные способы рисования, например, рисование пальчиковыми красками или мыльными пузырями. Методики «Рисунок настроения» или «Рисунок чувства» помогают детям выразить свои внутренние переживания, не затрагивая вербальный компонент коммуникации, что позволяет использовать их с детьми любого уровня развития. Частный случай применения этого метода арт-терапии – составление истории о себе. При этом задействуется как текст, так и рисунки, затрагиваются глубокие переживания конкретного ребенка, что требует больших усилий с его стороны и большей вовлеченности в процесс. Данный метод подходит для работы с детьми, характеризующимися высокофункциональным аутизмом.

В качестве метода арт-терапии выделяют фототерапию. Для эффективности ее применения не требуется никакого предшествующего опыта работы с фотокамерой. Чаще всего ее используют как вспомогательный инструмент арт-терапевтического воздействия. Фототерапия может оказаться полезной в рамках решения задач социализации детей с аутизмом. Дело в том, что окружающие люди часто не представляют интереса для таких детей, их могут больше привлекать предметы и специфические активности. Задача сфотографировать окружающее пространство как можно более разнообразно может стимулировать их интерес ко всему, что они видят рядом с собой, в том числе к людям. Кроме того, дальнейшая диагностика может помочь в выявлении предпочтений и увлечений ребенка с аутизмом, что бывает непросто сделать в рамках беседы в силу особенностей таких несовершеннолетних. Немаловажным является и тот факт, что детям вообще очень интересны всевозможные средства связи, и дети с аутизмом в этом плане не являются исключением. Использование технических средств для создания фотографий дополнительно стимулирует интерес ребенка к взаимодействию, формируя в нем желание быть вовлеченным в процесс психологической работы. Исследования, посвященные эффективности применения техник фототерапии в работе с детьми с аутизмом, пока отсутствуют, что делает это направление перспективным для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: несмотря на интерес к использованию методов арт-терапии в рамках решения задач социализации детей с РАС, в коррекционной психологии до сих пор нет целостного научного взгляда на данный вопрос; для практики дошкольного и школьного образования важно как можно раньше выявить факторы риска в формировании социальных навыков детей с РАС, а также выбрать направления и технологии психолого-педагогической работы по коррекции этих нарушений. При этом необходимо учитывать право каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и возможностям, использование интегративных форм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития.

 

 

Источник: Арт-терапия как инструмент развития социальных навыков у детей с аутизмом

Кондратьева С.Ю., Веретенникова А.П.

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 93–97.

07.09.2022