Влияние цифрового дистанционного обучения на развитие неврологических нарушений у детей и подростков

В статье описано влияние цифрового дистанционного обучения в условиях эпидемиологической ситуации по SARS-CoV-2 на частоту развития неврологических нарушений у школьников. Проведен анализ обращений детей и подростков школьного возраста на амбулаторный неврологический прием в ГАУЗ Кузбасская клиническая больница в течение 6 месяцев, включая период дистанционного обучения.

В связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции Covid-19 школьники в нашей стране в 2020 году находились на дистанционном цифровом обучении и не посещали школы. Известно, что социальная изоляция дестабилизирует психологическое состояние человека в любом возрасте. В условиях быстро меняющейся эпидемиологической ситуации, доминировании темы новой коронавирусной инфекции в средствах массовой информации и социальных сетях дети подвергаются влиянию большого количества тревожной и негативной информации и высокому уровню стресса и беспокойства среди окружающих их взрослых. В то же время, дети переживают существенные изменения в повседневной жизни.

Непривычная для большинства школьников форма проведения учебных занятий, организационные и технические проблемы при переходе на удаленное обучение, нестабильная и тревожная эпидемическая обстановка, режим самоизоляции и связанные с ним ограничения жизнедеятельности влияли на самочувствие и состояние здоровья детей и подростков в течение этого периода. Одной из часто встречающихся жалоб школьников во время дистанционного обучения была головная боль. По мнению различных авторов, головная боль является одним из наиболее распространенных симптомов в детском и подростковом возрасте.

Цель исследования – изучить влияние цифрового дистанционного обучения в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации по SARSCoV-2 на развитие неврологических нарушений у школьников.

Материалы и методы

Проведен анализ обращений детей и подростков школьного возраста (с 8 до 17 лет, средний возраст 11,2 ± 3,4 лет) на амбулаторный неврологический прием в ГАУЗ Кузбасская клиническая больница за период с первого апреля по тридцатое сентября 2020 г. Выбор сроков для включения в исследование определялся началом дистанционного обучения школьников. Критерием исключения из исследования было выявление органической симптоматики инфекционного, травматического и наследственно-дегенеративного генеза, а также эпилепсии. У всех пациентов проведен сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, исследование неврологического статуса.

Наличие очаговой неврологической симптоматики в неврологическом статусе и/или нарастание выраженности болевого синдрома, сочетание его с тошнотой и рвотой служили поводом для исключения симптоматического генеза головной боли методом нейровизуализации (МСКТ/МРТ головного мозга и, при необходимости, интракраниальных сосудов). Указание на возникновение пароксизмов (липотимические, синкопальные, парасомнии), а также наличие гиперкинетического синдрома определяли необходимость проведения электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ) с целью изучения состояния биоэлектрической активности головного мозга, исключения эпилептического генеза пароксизмальных состояний.

Возникновение головных болей во время физических нагрузок, сочетание головной боли с болью

в шейном отделе позвоночника и нарушением осанки являлось поводом для назначения рентгенологического исследования шейного отдела позвоночника с проведением функциональных проб. В ряде случаев, аномалии развития экстракраниальных сосудов, вертеброгенное влияние на церебральный кровоток исключались методом дуплексного сканирования. Всем детям были проведены офтальмоскопия и контроль артериального давления.

Результаты и обсуждение

За исследуемый период по поводу неврологических нарушений обратились 152 ребенка школьного возраста, из них по поводу головной боли обратились 124 человека, с жалобами на нарушения сна, тревожность, эмоциональную лабильность – 16 детей, с гиперкинетическим синдромом – 12 детей. По возрасту дети были распределены на 2 группы: 8-12 лет – 72 ребенка (47,4 %), 13-17 лет – 80 человек (52,6 %). За исследуемый период по поводу головных болей обратились 124 ребенка, из них 89 девочек (71,8 %) и 35 мальчиков (28,2 %).

По результатам проведенного обследования школьников с головной болью сосудистые нарушения выявлены у 35 детей (28,2 %), из них синдром вегетативной дисфункции обнаружен у 33 пациентов, аномалии развития сосудов головного мозга – в 2-х случаях. Мигрень диагностирована у 6 детей (4,8 %).

Резидуальное органическое поражение головного мозга (последствия перинатальных поражений нервной системы) выявлено у 12 детей (9,7 %). У 9 детей (7,2 %) выявлена патология со стороны ЛОР-органов, декомпенсация хронических соматических заболеваний, что послужило причиной головных болей.

Головная боль напряжения (ГБН) диагностирована у 62 детей (50 %), из них впервые возникшая

ГБН выявлена у 20 детей, учащение имеющейся ГБН отмечали 42 ребенка. При этом среди детей с впервые выявленной ГБН преобладали дети 8-12 лет (12 человек – 60 %). Головная боль напряжения (ГБН) проявляется легкой или умеренной повторяющейся двусторонней болью сжимающего, давящего или ноющего характера; продолжительность приступа ГБН составляет от 30 минут до нескольких дней, но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью, не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Головная боль напряжения является наиболее распространенной формой первичной головной боли. Распространенность ГБН в популяции составляет 68-70 %.

ГБН относят в первичным цефалгиям, которые не связаны с органическим поражением головного мозга и других структур, располагающихся в области головы и шеи. В зависимости от продолжительности, ГБН подразделяется на эпизодическую – не более 15 дней в течение 1 месяца (или 180 дней в течение года) и хроническую форму – более 15 дней в месяц (или более 180 дней в течение года). При эпизодической ГБН основным патогенетическим механизмом развития болевого синдрома является напряжение перикраниальных мышц позиционного или стрессорного генеза. При хронической ГБН основную роль играют сенситизация тригеминальных нейронов, снижение болевого порога, недостаточность антиноцицептивной системы.

Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются эмоциональное перенапряжение, нагрузки, связанные с обучением – чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения и длительное напряжение мышц при статических позах, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто встречаются в детском и подростковом возрасте.

По результатам нашего исследования, ГБН возникала преимущественно у девочек (51 человек – 82,3 %). Характеризуя головную боль, дети чаще указывали лобно-височную двустороннюю локализацию (у 50 детей – 80,6 %), у 12 детей (19,4 %) возникала головная боль теменно-затылочной локализации. Продолжительность головной боли составляла от 1 часа до суток. Частота болевых эпизодов не превышала 15 дней в месяц, чаще – до 10-11 дней в месяц, что позволяет определить ГБН как эпизодическую. В 40,3 % случаев (21 девочка и 3 мальчика) ГБН сопровождалась снижением эмоционального фона, тревожностью.

Диссомнические нарушения в виде сомнилоквии, ночных страхов, снохождений, нарушений засыпания стали причиной для обращения к неврологу у 16 детей, среди них преобладали школьники младшего возраста (7-8 лет) – 87,5 % (14 человек). Все эти дети отличались эмоциональной лабильностью, повышенным уровнем тревожности. Электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ мониторинг сна) не выявило эпилептической активности, что позволило исключить эпилептический генез пароксизмальных состояний во время сна.

У 12 школьников поводом для обращения к неврологу служил гиперкинетический синдром в виде локальных тиков с дебютом клинических проявлений в течение исследуемого периода, преобладали простые моторные фациальные тики (у 9 человек), проявляющиеся в виде учащенного моргания,

усиленного смыкания век, подергивание угла рта, крыльев носа. У 3 человек отмечались простые фонические гиперкинезы в виде подкашливания. Появление гиперкинезов отмечалось в основном у детей в возрасте 7-9 лет (11 человек – 91,6 %), со значительным преобладанием среди мальчиков (9 человек – 75 %).

Заключение

Изменение образа жизни во время карантинных мероприятий, ограничение общей двигательной активности, неподвижная напряженная поза ребенка, в течение длительного времени находящегося у экрана монитора, продолжительная интенсивная зрительная нагрузка, неопределенность социальной ситуации способствуют возникновению неврологических функциональных нарушений в виде головной боли напряжения, тревожности и диссомнических нарушений, а также тикозных гиперкинезов.

Доминирующей патологией среди выявленных функциональных неврологических нарушений у

школьников является головная боль напряжения. По данным исследования, головная боль напряжения чаще возникает у девочек, преимущественно в возрасте 8-12 лет. У всех обследованных детей частота дней с головной болью не превышала 15 дней в месяц, что позволяет диагностировать головную боль напряжения как эпизодическую. Головная боль напряжения сопровождалась снижением эмоционального фона, тревожностью преимущественно у девочек.  Диссомнические нарушения и тикозные гиперкинезы возникают преимущественно у младших школьников в возрасте 7-9 лет.

С целью профилактики неврологических функциональных нарушений во время дистанционного обучения необходимо контролировать продолжительность занятий на компьютере, корректировать статическую и зрительную нагрузку, а также психологическое состояние школьников.

 

Источник: Влияние цифрового дистанционного обучения на развитие неврологических нарушений у детей и подростков.

Федосеева И.Ф., Урбан Е.Н., Бедарева Т.Ю.

Мать и Дитя в Кузбассе. 2022. №1(88). С. 41-44.

DOI 10.24412/2686-7338-2022-1-41-44

08.09.2022