Синдром бронхиальной обструкции у детей

В странах постсоветского пространства, в том числе в Киргизской Республике (КР) к настоящему времени не разработана унифицированная классификация фенотипов синдрома бронхиальной обструкции (СБО), как и единый универсальный подход к его диагностике, лечению и профилактике рецидивов у детей.

Введение

Бронхообструктивный синдром (синдром бронхиальной обструкции СБО) актуальная проблема в педиатрии, так как находится на одной из лидирующих позиций в структуре заболеваний органов дыхания у детей. В среднем 40 60% детей дошкольного возраста при инфицировании респираторными патогенами имеют проявления синдрома бронхиальной обструкции, а в возрасте младше 3 лет обструкция регистрируется у каждого третьего ребенка.

СБО не является самостоятельным заболеванием. У детей дошкольного возраста развитие бронхиальной обструкции при острой респираторной инфекции (ОРИ) также обусловлено анатомо физиологическими возрастными особенностями, имеет склонность к повторению, у большинства носит функциональный, обратимый характер и исчезает к школьному возрасту. К этиологическим факторам риска СБО относят различные вирусы, реже бактерии и вирусно бактериальные ассоциации.

Развитие СБО на фоне ОРИ может маскировать проявление основного заболевания. Одним из таких примеров является бронхиальная астма. Термин «wheezing» («свистящее дыхание»), используемый в англоязычной литературе, в некоторой степени аналогичен термину «бронхообструктивный синдром». К настоящему времени не разработана унифицированная классификация фенотипов БОС, как и единый универсальный подход к его диагностике, лечении и профилактике рецидивов у детей. Недостатками исследовательских работ остаются неоднородность групп, разные подходы и временные точки исследования, терминологическая нечеткость. Следовательно, изучение клинико-лабораторных и терапевтических характеристик СБО среди детского населения Киргизской Республики остается актуальным.

Цель работы: изучить клинические, лабораторно инструментальные признаки, особенности диагностики и терапии синдрома бронхиальной обструкции у детей раннего возраста.

Материалы и методы исследования

Проведено ретроспективное исследование первичной медицинской документации (медицинская карта стационарного больного) 68 детей, госпитализированных в ГДКБСМП г. Бишкек за период с 2017 по 2018 гг. с диагнозами ОРИ, острый бронхиолит и острый обструктивный бронхит. Клинический диагноз у больных верифицировался с учетом данных жалоб, анамнеза, объективного статуса, результатов общеклинических лабораторных показателей и ультразвукового исследования. Рентгенологическое исследование органов грудной полости выполняли при подозрении на пневмонию. В исследование вошли дети в возрасте от 1 месяца до 3 лет. Мальчики составили 53% (n=36), девочки 47% (n=32) больных. Клинические различия БОС в зависимости от возраста изучали в двух группах пациентов: 1 группа 47 (69,2%) ребенка в возрасте от 1 месяца до 1 года (средний возраст 0,61±0,2 года), 2 группа 21 (30,8%) детей от 1 года до 2 лет (1,60± 0,1 года). Также дети были распределены согласно тяжести течения болезни.

Статистическая обработка и анализ полученных результатов осуществлялись с помощью программы SPSS 21. Определяли среднее значение и 95% доверительный интервал. Достоверными считали различия при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

У 70,6% (n=48) обследованных больных установлена среднетяжелая форма БОС, у 29,4% (n=20) тяжелая форма. Несмотря на частоту развития бронхиолита у пациентов первого года жизни (68%), тяжелые формы заболевания регистрировались и у детей в возрасте 1 3 лет (23,8%). Пациенты старше 2 лет достоверно чаще переносили инфекцию в среднетяжелой форме (p<0,05), с менее выраженной обструкцией бронхов и отсутствием дыхательной недостаточности в 66,6% случаев.

Большинство больных со СБО госпитализированы в стационар в первые трое суток (3,2±0,56) заболевания: в 1 е сутки болезни 11,7% больных, на 2 е сутки 33,8%, на 3 и сутки 35,3%, на 4 5 сутки 19,2% больных.

При изучении анамнеза было установлено, что у детей со СБО ранее в 66,2% (n=45) случаях регистрировались ОРИ, пневмонии или бронхиты (30,8%), эпизоды БОС (16%).

У 36,7% детей внутриутробное развитие протекало на фоне патологии беременности матери, 13,2% родились недоношенными. Также у двух детей верифицирован был ВПС и у одного ребенка ВУИ.

У 36,7% детей отмечались аллергические реакции в виде реакций пищевой непереносимости (у детей с тяжелой формой БОС у 45% детей, в группе детей со среднетяжелой СБО у 25%) (р<0,05). Изучая характер вскармливания, выявлено, что практически все дети находились преимущественно на естественном вскармливании до 6 месяцев в 86,7% наблюдений. 23,5% (n=16) детей в анамнезе получали медикаментозную терапию (антибактериальные, мукоактивные, антигистаминные, противовирусные средства).

Пассивное курение как фактор риска отмечалось в 1,3 раза чаще в группе детей с тяжелой формой СБО (p<0,05). Следовательно, у детей обеих групп были выявлены сходные неспецифические факторы риска по развитию СБО (частые ОРИ, эпизодический СБО, пассивное курение, характер вскармливания, реакция пищевой непереносимости).

К числу вирусов, наиболее часто вызывающих обструктивный бронхит, относят респираторно синцитиальный вирус (50%), вирус парагриппа, реже вирус гриппа и аденовирус.

Фоновые, в том числе коморбидные заболевания были выявлены у 78% (n=53) больных с СБО, такие как: анемия (40%), недоношенность (33,8%), энцефалопатия (25%), тимомегалия (20%), БЭН (10,3%), атопический дерматит (4,4%) и врожденные пороки сердца (3%). Среди больных со СБО среднетяжелой формы фоновые заболевания установлены реже у 35,4% (n=17), чем при тяжелой форме БОС (p<0,05).

У подавляющего большинства больных со СБО выявлены умеренные симптомы интоксикации (85,3%). 76,5% пациентов переносили СБО с температурой тела более 37,8°С, причем фебрильную лихорадку чаще регистрировали у детей 2 группы (76,2%), реже у детей 1 группы (51%; p<0,05). Синдромы поражения верхних дыхательных путей у больных среднетяжелой и тяжелой формами БОС не отличались: ринофарингит отмечен в 86,7% случаев, фарингит в 10,3%, ларинготрахеит в 7,3%.

Рентгенологические исследования органов грудной клетки (R ОГК) проводились 36 детям (53%). При этом, поражение нижних дыхательных путей в виде бронхиолита и бронхита установлено в 86,9% случаев: у всех больных с тяжелой формой БОС и у 73% больных со среднетяжелой формой. Рентгенологически, помимо двустороннего усиления легочного рисунка и расширения корней легких, выявлялись низкое стояние уплощенных куполов диафрагмы, повышение прозрачности и удлинение легочных полей, горизонтальное расположение ребер.

Развитие синдрома бронхиальной обструкции у больных сопровождалось появлением дыхательной недостаточности (ДН). У больных тяжелой формой СБО чаще была выявлена ДН2 степени (у 55% больных), ДН3 степени у 30%. У больных тяжелой формой СБО были выражены признаки гипоксии: бледность кожных покровов (80%), цианоз носогубного треугольника (90%), одышка (90%), гемодинамические нарушения (35%). У больных среднетяжелой формой БОС симптомы ДН1 степени выявлены в 11 (22,9%) случаях, ДН2 степени в 6 (12,5%), бледность кожных покровов в 26 (54,1%), экспираторная одышка в 16 (33,3%). У больных со среднетяжелой формой СБО продолжительность симптомов ДН составила на 2,5 суток меньше, чем у больных тяжелой формой СБО (p<0,05).

Параметры общего анализа крови больных сравниваемых групп преимущественно отражали возрастные особенности гемограммы. У 57,3% (n=39) больных со среднетяжелой и тяжелой формами БОС выявлено повышение уровня лейкоцитов и СОЭ (р<0,05), что возможно связано с возрастными, этиологическими факторами и характером течения болезни. Известно, что наряду с вирусами обструктивный синдром могут вызывать и внутриклеточные атипичные патогены Chlamydia pneumonia и Mycoplasma pneumonia, которые обладают особым циклом жизнедеятельности, обусловливающим длительную персистенцию и склонность к рецидивированию процесса.

Структура терапевтических воздействий при данной патологии включала назначения антибактериальных (47%), бронхолитических (30,8%), противовоспалительных стероидных (4,4%), регидратационных (29,4%) средств и физиотерапевтических процедур (13,2%). У больных с обоими формами СБО заболевание закончилось выздоровлением в 97% случаев и улучшением состояния в 3%.

Заключение

Синдром бронхиальной обструкции у детей раннего возраста проявлялся на фоне острого бронхиолита и острого обструктивного бронхита. СБО изучали в зависимости от его тяжести течения и возраста детей. Описаны клинические, лабораторно инструментальные и терапевтические особенности СБО у 68 детей в возрасте от 1 месяца до 3 лет. Несмотря на частоту развития бронхиолита у пациентов первого года жизни (68%), тяжелые формы заболевания регистрировались и у детей в возрасте 1 3 лет (23,8%). Пациенты старше 2 лет достоверно чаще переносили инфекцию в среднетяжелой форме (p<0,05), с менее выраженной обструкцией бронхов и отсутствием дыхательной недостаточности в 66,6% случаев. У 70,5% (n=48) обследованных больных установлена среднетяжелая форма СБО, у 29,5% (n=20) тяжелая форма. В 82,3% случаев у больных СБО наблюдали острое начало заболевания. У подавляющего большинства больных со СБО выявлены умеренные симптомы интоксикации (85,3%). 76,5% пациентов переносили СБО с температурой тела более 37,8°С, причем фебрильную лихорадку чаще регистрировали у детей 2 группы (76,2%), реже у детей 1 группы (51%; p<0,05). Ринофарингит отмечен в 86,9% случаев. На рентгенограмме органов грудной клетки проявление ОБ и ООБ установлено в 86,7% случаев. У больных среднетяжелой формой ООБ продолжительность симптомов ДН составила на 2,5 суток меньше, чем у больных тяжелой формой ООБ (p<0,05). У 57,3% (n=39) больных со среднетяжелой и тяжелой формами ООБ выявлено значительное повышение уровня лейкоцитов и СОЭ.

 

Источник: СИНДРОМ БРОНХИАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИИ У ДЕТЕЙ

Сулайманов Ш. А., Сагатбаева Н. А., Джанабилова Г. А., Анакеева Ж. Ж., Артемова В. Ю.

Бюллетень науки и практики. 2022. №4.

08.12.2022