Перспективные методы терапии гастроинтестинальной аллергии у детей раннего возраста

Пищевая аллергия (ПА) относится к числу самых распространенных аллергических заболеваний у детей раннего возраста. Гастроинтестинальная аллергия (ГИА) — вторая по частоте встречаемости форма ПА. Аллергическое поражение желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей раннего возраста связано с воздействием генетических факторов и сенсибилизацией организма к пищевым аллергенам, прежде всего к белкам коровьего молока. Чаще встречаются IgE-опосредованные реакции, клинически проявляющиеся гастроинтестинальными симптомами (тошнотой, обильным срыгиванием, рвотой, болью в животе, диареей), которые вызваны приемом пищи и возникают непосредственно после употребления аллергена или в течение первых двух часов после кормления. Среди проявлений ГИА, опосредованных клеточными реакциями, выделяют индуцированные пищей, в том числе пищевыми белками, энтероколит, проктоколит и энтеропатию. Также возможно развитие смешанных IgE-опосредованных и клеточных реакций, проявляющихся в виде эозинофильного эзофагита (ЭоЭ), эозинофильного гастрита, гастроэнтерита и колита.

В лечении ГИА важное место занимает гипоаллергенная диета. При грудном вскармливании из диеты кормящей матери исключают все продукты, которые содержат белки коровьего молока, а также говядину. При искусственном вскармливании ребенку назначают специализированные смеси на основе высокогидролизованного молочного белка или аминокислот. Из медикаментозных средств при IgE-опосредованных реакциях показаны антигистаминные препараты, а при развитии эозинофильных поражений — топические или системные глюкокортикостероиды (ГКС).

При ГИА, вызванной пищевыми аллергенами, развивается аллергическое воспаление ЖКТ. Повреждение слизистой оболочки (СО) сопровождается проникновением бактериального эндотоксина (липополисахарида, ЛПС) из кишечной полости в кровоток, что приводит к нарушению процессов микроциркуляции в СО и развитию ее ишемии. Регенерация замедляется, повреждение слизистой, напротив, усиливается, поэтому детям с гастроинтестинальными аллергическими симптомами показаны препараты, оказывающие сорбционное и цитопротекторное действие. Значительное улучшение морфофункционального состояния СО кишечника отмечено в результате применения энтеросорбента.

Снижение содержания ЛПС в результате их сорбции энтеросорбентом приводит к нормализации процессов микроциркуляции в СО кишечника и восстановлению кишечного барьера, в результате чего устанавливается физиологическая концентрация ЛПС в общем кровотоке.

Эффективность энтеросорбента в форме геля подтверждена как многочисленными постмаркетинговыми исследованиями, так и результатами применения в реальных условиях у детей раннего возраста и взрослых. Прием энтеросорбента в форме геля рекомендован Программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ (2019).

Данное исследование было проведено с целью изучения эффективности лекарственного средства энтеросорбента в форме геля в составе комплексной терапии детей раннего возраста с ГИА.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Открытое проспективное рандомизированное клиническое исследование проведено на базе Детской республиканской клинической больницы Казани. От родителей всех детей получено информированное согласие на участие в исследовании.

Под наблюдением находились 57 детей с гастроинтестинальной формой пищевой аллергии в возрасте от 2 месяцев до года. Мальчики составили 52,6 %, девочки — 47,4 %, дети до 6 месяцев — 59,6 %, дети от 6 месяцев до 1 года — 40,4 %.

Появление симптомов ГИА у младенцев обычно связано с переводом на искусственное вскармливание адаптированной смесью на основе коровьего молока. У наблюдаемых детей присутствовали следующие симптомы: кишечные колики (87,7 % случаев), кишечная диспепсия (неустойчивый стул с примесью слизи, метеоризм) (78,9 %), желудочная диспепсия (обильные срыгивания, рвота) (73,6 %), колит с ректальным кровотечением (12,2 %). Сочетанное проявление ГИА и атопического дерматита отмечено у 56,1 % обследованных детей.

Проведен сбор аллергологического анамнеза, выполнено полное клиническое обследование (с оценкой выраженности гастроинтестинальных и кожных симптомов ПА), в том числе общий анализ крови и мочи, анализ кала на яйца гельминтов и цисты простейших, определение общего IgE в сыворотке крови (методом иммуноферментного анализа, ИФА), а также специфические аллергологические исследования по выявлению IgE, аллергенспецифических к белкам коровьего молока и казеину.

Для оценки эффективности терапии дети с ГИА были разделены на 2 группы. В основную группу вошли 30 детей, получающих в составе комплексной терапии препарат полиметилсилоксана полигидрат. Препарат назначали в возрастной дозе: по 1 чайной ложке 3 раза в день (в сумме 15 г) в форме пасты внутрь за 1–2 часа до или после еды или приема других лекарств.

В группу сравнения вошли 27 детей с ГИА, которые получали традиционную терапию без добавления в состав лечения лекарственного средства полиметилсилоксана полигидрата. Традиционная терапия включала замену смеси на основе коровьего молока на специализированный продукт на основе высокогидролизованного молочного белка. Назначение антигистаминных препаратов в сравниваемых группах не различалось. Обе группы были сопоставимы по возрасту, полу и тяжести течения заболевания.

Оценку эффективности проводимой терапии осуществляли на основе динамики клинических симптомов заболевания, а также снижения содержания общего IgE и IgE, специфических к белкам коровьего молока и казеину. Клиническую эффективность диетотерапии в комплексном лечении гастроинтестинальных форм пищевой аллергии оценивали на основе общего терапевтического эффекта (ОТЭ) и индивидуального терапевтического эффекта (ИТЭ). При высоком ИТЭ наступление ремиссии происходило через 7–10 дней от начала лечения, при среднем — ремиссия отмечалась через 11–14 дней. ОТЭ оценивали по проценту больных, показавших положительный ИТЭ от лечения.

Результаты и обсуждение

Анализ данных показал, что у детей основной группы ОТЭ был в 1,2 раза выше, чем в группе сравнения, и составил 90,0 и 74,0 % соответственно (р<0,05). При этом высокий ИТЭ был отмечен в 53,3 % случаев, что в 1,6 раза выше, чем в группе сравнения (33,3 %) (р<0,05), тогда как низкий ИТЭ, наоборот, наблюдали в 2,6 раза чаще в группе сравнения (р<0,05).

У 84,0 % детей основной группы с гастроинтестинальной формой аллергии с первых дней от начала лечения уменьшилось количество кишечных колик, улучшился характер стула, исчезли проявления метеоризма и желудочной диспепсии (срыгивания, рвота), а к 10-му дню (±2,3 дня) наступила клиническая ремиссия, тогда как в группе сравнения это произошло только к 15-му дню (±2,8 дня). Таким образом, в основной группе детей период обострения длился в 1,5 раза меньше, чем в группе сравнения.

У детей основной группы, которые имели сочетанные проявления ГИА и атопического дерматита, с первых дней от начала лечения также была отмечена положительная динамика состояния кожи, что проявилось в уменьшении площади поражения кожных покровов в 1,7 раза, объективном улучшении симптомов на коже, снижении и нтенсивности зуда и улучшении качества сна. У 75,0 % детей основной группы в среднем через 9–15 дней полностью исчезли воспалительные элементы на коже (гиперемия, высыпания, расчесы, шелушение и мокнутие); у части детей сохранялась только сухость кожи. Средняя продолжительность обострения составила 12 дней, а в группе сравнения — 16.

При оценке результатов аллергологического обследования у 92,9 % детей с ГИА выявлено повышение в сыворотке крови содержания общего IgE, средние его значения составили 320 МЕ/мл в основной группе и 325 МЕ/мл — в группе сравнения. После проведенного лечения содержание общего IgE снизилось в 3,0 раза в основной группе и в 2,5 раза в группе сравнения и составило 105 и 130 МЕ/млсоответственно (р<0,05).

У 92,9 % наблюдаемых детей было выявлено повышение в сыворотке крови концентрации IgE-антител, аллергенспецифических к белкам коровьего молока и казеину. Оценка динамики их концентрации через 2 месяца после лечения показала, что уровень сенсибилизации к белкам коровьего молока снизился в основной группе в 2,3 раза (р<0,05), а к казеину — в 2,4 раза (р<0,05), тогда как в группе сравнения — в 1,6 и 1,5 раза соответственно (р>0,05).

Заключение

Таким образом, у детей раннего возраста с гастроинтестинальной формой аллергии включение в состав комплексной противоаллергической терапии препарата полиметилсилоксана полигидрата в возрастной дозе приводит к положительному клиническому эффекту в 90 % случаев. При этом в плазме крови больных снижается содержание как общего IgE, так и IgE, специфических к белкам коровьего молока и казеину, и в 1,5 раза сокращается сам период обострения. Препарат Энтеросгель может быть рекомендован для детей грудного возраста с гастроинтестинальными проявлениями пищевой аллергии к белкам коровьего молока в комплексе с диетотерапией и антигистаминными препаратами.

 

Источник: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ ГАСТРОИНТЕСТИНАЛЬНОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Маланичева Т. Г., Зиатдинова Н. В., Гиниятова Н. А., Ольшанский В. А.

Главврач Юга России. 2023. №1 (87).

28.03.2023