Вариативные стратегии логопедического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития и их семей

В статье рассматривается проблема логопедического сопровождения ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. На основе теоретического анализа источников по проблеме, а также практического опыта работы с такими детьми доказывается необходимость мультидисциплинарного подхода к организации их логопедической поддержки. В статье анализируются подходы к построению логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Исследуя особенности психофизиологического развития детей от 0 до 3 лет, авторы приходят к выводу о возможности их речевой абилитации с помощью современных логопедических стратегий. Приводятся алгоритмы вариативных технологий логопедического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Доказывается важность вовлечения родителей детей раннего возраста с задержкой речевого развития в совместную деятельность со специалистом-логопедом.

Введение.

Специальное образование в РФ в последние годы претерпевает качественные изменения: в стране создается единая государственная система логопедической помощи, дети с ОВЗ становятся приоритетной категорией инклюзивного образования, проводится работа по обучению родителей обращению с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Доказано, что одной из основных задач специального образования является нормализация речевого и психического развития ребенка к трем годам его жизни. Вместе с тем, исследователи и логопеды-практики отмечают, что дети с проблемами в речевом развитии в раннем возрасте не имеют должной и своевременной логопедической и психолого-педагогической поддержки, а бесплатная ранняя помощь специалистов различного профиля в данной области ограничена. Важность решения данной проблемы связана с тем, что первые годы жизни ребенка (от 0 до трех лет) являются уникальными для комплексной коррекции нарушений в развитии и предупреждения появления вторичных нарушений. Этот возраст является сенситивным по отношению к речи, в этот период у ребенка стремительно формируется импрессивная и экспрессивная общеупотребительная речь, познавательная сфера, ребенок учится выражать свои мысли, чувства, желания вербально, а значит, он благоприятен для формирования различных психологических новообразований в личностной сфере.

Ученые единодушны в том, что необходимо расширить спектр технологий для сопровождения детей с ЗРР раннего возраста, т.к. на данный момент наиболее развитыми являются программы логопедической помощи старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Изложение основного материала статьи

Исходя из теоретического исследования источников по проблеме логопедической помощи детям до трех лет, естественным является вывод о том, что данный запрос общества является обоснованным и актуальным. Исследователи доказывают, что в последнее время в ранней логопедической помощи на первый план выходит мультидисциплинарный подход, который предполагает участие специалиста, который умеет работать в условиях семьи. Как правило, эти логопедические услуги оказываются частным образом, что никак не снимает остроту проблемы. Отвечая на вызовы времени, логопеды современной формации используют новые научные подходы и стратегии для организации качественного логопедического сопровождения детей с проблемами речи. Так, О.А. Козырева отмечает, что позитивная образовательная среда способствует формированию системы гуманистического решения задач развития личности.

Как правило, современные родители получают диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПРР (задержка психо-речевого развития) от невролога и логопеда.

Рассмотрим ее подробнее. Имитационная стратегия в логопедии направлена на активизацию речевой продукции на основе подражания сначала в эмоциональном, а затем предметном взаимодействии. Практически все родители неосознанно применяют эту стратегию в коммуникативном взаимодействии с ребенком, но с детьми с ЗРР и ЗПРР, которые входят в «группу риска по речевой патологии», эта стратегия не работает. Считается, что она может быть продуктивной в рамках опоры на нормотипичный онтогенез. В силу этого работа логопеда с детьми до трех лет с задержкой как доречевых, так и речевых показателей требует особой профессиональной компетентности для выбора эффективной стратегии логопедического сопровождения.

Имитационная модель, как правило, применяется в «запуске» отдельных звуков, звукоподражаний и лепетных слов в рамках эмоционального общения (0-1 год) и предметной деятельности (1-3 лет). Ребенку нравится выполнять действия, сопровождая их звукоподражаниями (топает-топ, стучит-тук и т.п.), но на этом этапе ребенок подражает речи взрослых, не понимая сути высказывания. Это т. наз. автономная речь, когда основной смысл ребенок уясняет только по интонации, и еще нет связи между звуковой оболочкой и значением (денотатом) слова. На этом этапе развития интонация и ритм речи (просодика) является основными.

Стратегический анализ направлен не только на ребенка, но и на речевую среду и стиль коммуникации в семье. Логопеду на этой стадии следует объяснить родителям основные качества речевой среды, остановиться на недостатках стиля коммуникации. Например, при гиперопеке мать может «задушить» речевую активность ребенка, догадываясь и превращая в речь («оречевляя») все его желания.

Известны факты, когда современные родители хотят сами разобраться в этом вопросе и, проходя краткосрочные курсы для запуска речи, ухудшают ситуацию, упуская самый важный период в речевом развитии ребенка. Следующая стадия в речевом развитии – усвоение общеупотребительных слов. Следует объяснить разницу между лепетными (например, «бибика») словами  общеупотребительными (машина). Прежде всего следует сказать о том, что если ребенок понимает речь, эта стратегия будет эффективной, но если нарушено понимание речи, все будет сводиться к эхолалиям (т.е. повторам за взрослыми), так как при сенсорных формах речевых нарушений эта стратегия не сработает. В настоящее время есть классификация, в которой ЗРР рассматривается на основе лингвистических характеристик, уходя от сенсорных и моторных механизмов, как ЗЭР (задержку экспрессивной речи) и ЗИР (задержку импрессивной речи). Появляются и другие классификации ЗРР, которые расширяют профессиональное терминологическое поле работы логопеда.

Коммуникативно-ситуационно-мотивирующая стратегия является доступной для семейных занятий с ребенком. Основным обеспечивающим успех запуском слов и фраз является создание речепорождающей ситуации в рамках бытовой или игровой деятельности. Эта стратегия будет более эффективной, если объяснить ее сущность родителям, которые являются активными участниками логопедических занятий. Семейно-центрированное логопедическое занятие позволяет родителям освоить новые формы взаимодействия с ребенком, понять свои ошибки и многократно моделировать содержание занятия дома.

В данном контексте необходимо отметить, что при наличии определенного словарного запаса даже при наличии синтаксических трудностей можно применять имитационную стратегию на этапе активизации общеупотребительных слов. Цель – вызвать имитацию на уровне речевых шаблонов. Родители также используют эту стратегию, предлагая ребенку стандартный ответ (шаблон) в рамках рутин. Ребенок произносит одну и ту же фразу в ситуации коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативно-речевая стратегия имеет целью создание правильной речевой среды и стиля эффективной коммуникации на базе адекватной возрасту и интересам ребенка. Данная стратегия не является основной в семейной логопедической работе с ребенком, так как без участия специалиста эффективность данной стратегии работы с семьей может сводиться к нулю, т.е. отсутствию речи.

Специалисты психолого-педагогического профиля знают исследования выдающихся отечественных и зарубежных ученых о возрастном кризисе трех лет, основным речевым новообразованием которого является фразовая речь. Данная стратегия выступает как фоновая и не является основной. Если существует динамика развития речи, целесообразно применять когнитивно-аналитическую стратегию для освоения элементарных навыков грамматического конструирования речи, но, как показывает практика, при ЗРР логопед выходит на эту стратегию значительно позже. Целью ее является практическое неосознанное усвоение грамматического конструирования.

Таким образом, выбор правильной логопедической стратегии может обеспечить достижение нормотипичного развития к трем годам, так как самым сенситивным периодом развития речи является ранний возраст.

В рамках обоснования каждой стратегии логопедического сопровождения ребенка особое внимание уделяется его диагностическому обследованию и анализу не только его лингвистической симптоматики, но и ее причин. В силу этого установление доверительного контакта с родителями ребенка, с родственниками, владеющими информацией о речевом развитии родителей, имеет важное значение. Стоит отметить, что доверительные отношения предполагают невозможность обсуждения этой информации вне стен логопедического кабинета, а значит, соблюдение профессиональной этики.

Рассмотрим структуру каждой стратегии.

  1. Цель имитационной стратегии: активизация лепетных слов у безречевых детей.
  2. Стратегический анализ:

2.1. диагностика актуального состояния речи;

2.2. диагностика речевой среды и стиля коммуникации с ребенком.

  1. Стратегическая программа действий:

3.1. проектирование семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка: активизация отдельных звуков («у»-самолет летит), активизация слогов (звукоподражания), активизация лепетных слов;

3.2. проектирование сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

  1. Реализация имитационной стратегии логопедического сопровождения ребенка с ЗРР и его семьи:

4.1. создание семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка;

4.2. реализация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

  1. Стратегический контроль:

5.1. Проведение динамической диагностики речевого развития ребенка, внесение правок в индивидуальную программу реабилитации.

В арсенале ребенка раннего возраста может быть до 30 лепетных слов, но развитие его также будет классифицироваться логопедом как безречевое. В данном случае необходимо объяснить родителям ребенка, почему, несмотря на то, что он говорит, назвать эту речь общеупотребительной нельзя.

  1. Цель коммуникативно-ситуационно-мотивирующей стратегии: активизация общеупотребительных слов и фраз.
  2. Стратегический анализ:

2.1. диагностика актуального состояния речи;

2.2. диагностика речевой среды и стиля коммуникации с ребенком.

  1. Стратегическая программа действий:

3.1. проектирование семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка: активизация общеупотребительных слов обиходно-бытовой тематики (близкие люди, игрушки, еда, одежда, транспорт), активизация фраз для рутинного взаимодействия без предъявления требований к звуковому и синтаксическому оформлению. Эти цели считаются краткосрочными;

3.2. проектирование сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

  1. Реализация коммуникативно-ситуационно-мотивирующей стратегии логопедического сопровождения ребенка с ЗРР и его семьи.

4.1. реализация семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка;

4.2. реализация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

  1. Стратегический контроль.

5.1. проведение динамической диагностики речевого развития ребенка, внесение правок в индивидуальную программу реабилитации.

Параллельно на этапе активизации общеупотребительных слов и фраз логопед и родители могут также применять имитационную стратегию, работая с речевыми штампами в рамках речевых стереотипов, связанных с постоянным рутинным взаимодействием.

Структура коммуникативно-аналитической стратегии рассматривается в дошкольном возрасте, когда формируются грамматические основы речи. Таким образом, именно логопед выбирает и реализует стратегию логопедического сопровождения ребенка с ЗРР и его семьи, опираясь на анализ речевой среды, актуального состояния речи, с четким пониманием последовательности своих профессиональных действий. Таким образом, практическая реализация комплекса стратегий в рамках ИПР позволяет выйти на показатели нормативного речевого развития детей с ЗРР в возрасте трех лет и предупредить появление вторичных психологических отклонений.

Выводы

Исходя из выше изложенного, логично сделать следующие выводы:

1) речевая функция ребенка с ЗРР формируется не только в силу действия биологических механизмов созревания и развития ЦНС, но и благодаря участию взрослых в воспитании ребенка, оказывающих стимулирующее воздействие на его речевую активность, обеспечивающих полноценное общение с ним;

2) упуская сенситивное время раннего периода детства, не обращаясь к логопедам, которые запускают речь, родители могут стать причиной его коммуникативных проблем, эмоциональных нарушений, поведенческих отклонений, что усугубляет возрастной кризис трех лет;

3) применяя вариативные стратегии раннего логопедического сопровождения, специалисты-логопеды помогают ребенку с ЗРР общаться с другими детьми в рамках игровой деятельности, используя необходимый набор естественных вербальных и невербальных механизмов, включая просодические характеристики.

 

Источник: ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ

Жулина Е. В., Лебедева И. В., Брюзгина Д. С.

Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-1.

20.04.2023