Значение психосоматического метода в педиатрии

Здоровый ребенок – это комплексная государственная задача: это проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, психолого-педагогическая и политическая, это главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как весь потенциал, и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, обеспечения обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры – все это будет итогом уровня достигнутого здоровья детей, их физической и интеллектуальной работоспособности.

Ввeдeниe

Сохранение и укрепление здоровья человека – одна из центральных задач, решаемых обществом на всех этапах исторического развития.

В общем процессе формирования человека и его здоровья период детства играет важную роль. Это возраст, в котором происходят  интенсивный рост, развитие и совершенствование всех систем организма человека. Вследствие чрезвычайной пластичности организма ребенка и его чувствительности к различным воздействиям особенно важное значение приобретают условия его жизни. Поэтому поиски путей оптимизации обучения и воспитания, укрепления здоровья детей в век социального и технического прогресса, когда повышаются требования к всестороннему развитию человеческой личности, особенно актуальны. Следует отметить, что проблема нормального функционирования организма человека в процессе жизнедеятельности связана с проблемой здоровья.

Мaтeриaлы и мeтoды

Здоровье, в соответствии с определением ВОЗ, в настоящее время понимается как единство физического, психического и социального благополучия. Это единство не является какой- либо статической величиной, это диалектический синтез всех компонентов организма со средой: индивид живет со своей группой и вместе с ней врастает в общество, к которому он приспосабливается с хорошими субъективными ощущениями при активной умственной и волевой деятельности. Этим подчеркивается многомерность понятий «здоровье» и «расстройство здоровья» как в отдельных областях жизни человека и всего общества (здоровье как биосоциальное явление), так и во времени. Анализ проблем соматического здоровья и его расстройств влечет за собой появление множества новых подходов. В педиатрии все эти вопросы усложняются аспектами развития детского организма. С углублением изучения и понимания соматопсихического единства человека и с получением соответствующих выводов для практики начинает более четко вырисовываться значение общественных факторов для здоровья человека, в особенности – для здоровья ребенка.

Рeзультaты и oбcуждeниe

В настоящее время в медицине все более усиливается тенденция учитывания роли психологического фактора в развитии соматических заболеваний. Особую значимость это приобретает в реабилитационной работе, при которой врачу важно знать не только нозологический и синдромологический диагноз, но и то, у какой личности, и в какой социальной микросреде эта болезнь возникает. Болезнь может изменить все перспективы человеческой жизни, характер ее ориентации на будущее. Всякое истинное развитие в то же время предполагает именно направленность в будущее, открытость «перспективы движения». Изменение эскиза будущего – одна из наиболее существенных характеристик новой, складывающейся в условиях болезни социальной ситуации развития. В этом и состоит одно из наиболее драматичных для заболевшего противоречий новой жизненнойситуации. Биологический фактор (биологическая вредность) относится к классу условий развития человека как личности. Основополагающим же моментом является социальное бытие человека, та реальная деятельность, которую он осуществляет как общественный индивид.

Направленность личности здорового или больного человека оказывает влияние на психические процессы, состояние и свойства личности, на систему ее материальных и духовных потребностей, интересов, склонностей, мотивационную сферу, идеалы, ценностные ориентации, т.е. эта направленность выступает в качестве системообразующего фактора, определяет психологический облик личности как здорового, так и больного человека. Как сложное интегративное образование в личности, ее направленность оказывает влияние на отношение человека к себе и окружающим, к своему здоровью и болезни, к медицинским работникам, проводимому лечению и системе реабилитационных мероприятий, к своему настоящему и будущему. По данным В. В. Николаевой, человек, выступая в качестве активного субъекта деятельности, заболевая, остается им. Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации – в условиях болезни – человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах, т.е. внутреннюю картину болезни (ВКБ).

Длительное соматическое заболевание у детей нередко становится источником задержки общего и психического развития. Так, задержки психического развития соматогенного происхождения, вызванные соматической недостаточностью различного генеза (хронические инфекции, пороки развития соматической сферы и т.п.), выделяются как один из вариантов задержек психического развития. Чаще всего стойкая астения, снижающая общий психический тонус, приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Более того, можно говорить об определенной степени психического инфантилизма у детей и подростков с врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической дизентерией и т.п.

Зaключeниe

Анализ литературных данных, безусловно, свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения психосоматических взаимоотношений и формирования ВКБ у детей с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. В то же время в борьбе за здоровье детского населения педиатрия должна использовать результаты не только всех основных и прикладных исследований в области естественных наук, которые каким-нибудь образом касаются ребенка, но и все выводы общественных и других наук, относящиеся к молодому поколению.

Источник: ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПЕДИАТРИИ

Алиева М.Б.

Экономика и социум. 2023. №2 (105).

28.07.2023