Опыт применения кардиореспираторного тренинга с биологической обратной связью у пациента с сочетанной патологией
Методы реабилитации с биологической обратной связью (БОС) находят всё более широкое применение в практике благодаря своему многообразию, возможности яркой визуализации корректируемых функций и наличию объективных показателей оценки динамики процесса тренировки. С помощью БОС-тренинга происходит обучение пациентов навыкам, которые облегчают их состояние, поддерживают активное функционирование, тем самым повышают качество жизни. Один из простых методов биоуправления — это кардиореспираторный тренинг, в процессе которого пациент обучается навыку диафрагмально-релаксационного дыхания, эффективного в реабилитации при различных патологиях, особенно в педиатрической практике. Данный вид биоуправления основан на управлении дыханием и вариабельностью ритма сердца, которая отражает способность организма к быстрому восстановлению после воздействия психических и физических стрессовых факторов и является своеобразным маркером сердечно-сосудистого и психофизиологического здоровья человека. В приведённом клиническом примере демонстрируется случай дыхательной коррекции у пациента с сочетанной патологией (рассеянный склероз, эссенциальная артериальная гипертензия и паническое расстройство). Тренинг был выбран как наиболее оптимальный для повышения качества жизни пациента, учитывая ведущую жалобу на панические атаки. Одна из основных задач реабилитации у данного ребёнка — обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания, что позволило пациенту научиться справляться в дальнейшем с возникающими паническими атаками, снизить тревожность и улучшить тем самым своё самочувствие. В статье подробно описаны ход занятий, упражнения для ежедневного применения, представлена положительная динамика регистрируемых показателей и состояния пациента к концу курса. Кардиореспираторный тренинг — эффективный и понятный метод реабилитации, который можно активно использовать в практике для объективной оценки проведённых занятий, психоэмоциональной коррекции у детей и подростков с различной патологией.
Описание клинического случая.
На занятия по кардиореспираторному тренингу был направлен пациент И., 17 лет, с жалобами на панические атаки, возникающие 1–2 раза в месяц на фоне психотравмирующих ситуаций, продолжительностью до 3–4 ч каждая. Кроме того, за последние 2 мес участились эпизоды повышения артериального давления и ощущения перебоев в работе сердца, не связанные с паническими атаками. Из анамнеза известно, что около 4 лет назад у пациента на фоне эмоционального стресса впервые возникла паническая атака, в связи с чем был назначен препарат из группы анксиолитиков с незначительным положительным эффектом. В последующем на фоне психотерапевтической коррекции состояние мальчика стабилизировалось. В марте 2022 г. ребёнка госпитализировали с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения (выраженное головокружение, многократная рвота, усиливающиеся при поворотах головы, ребёнок не мог ходить, постоянно лежал из-за головокружения), назначена метаболическая терапия. Симптоматика регрессировала в течение 2 нед. На МРТ головного мозга не исключались признаки перенесённого лакунарного ишемического инфаркта в левой нижней мозжечковой ножке продолговатого мозга. Второй эпизод развития острой неврологической симптоматики возник в мае 2022 г., когда возникло двоение при взгляде вправо и вперёд. На МРТ головного мозга выявлены МР-признаки демиелинизирующего поражения головного мозга супра- и субтенториальной локализации с наличием активных очагов в теменной доле и правой половине моста. Ребёнку выставлен диагноз «Рассеянный склероз», проведена пульс-терапия метилпреднизолоном с переводом на пероральный преднизолон с постепенной отменой в течение месяца с регрессом симптомов в течение 2 нед. С мая 2022 г. на фоне выраженных психотравмирующих ситуаций (ухудшения самочувствия, постановки тяжёлого диагноза) возобновились панические атаки и появились эпизоды повышенного артериального давления, специфическую терапию не получал. В октябре 2022 г. пациент проконсультирован психиатром и кардиологом, назначена корректирующая медикаментозная терапия: гидроксизин (атаракс), эспциталопрам (ципралекс), ингибитор ангиотензинпревращающего фермента (эналаприл) и β-блокатор (атенолол). Учитывая ведущие жалобы и сочетанную патологию (паническое расстройство, артериальную гипертензию, рассеянный склероз), одной из основных задач реабилитации было обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания, что позволило бы пациенту научиться справляться в дальнейшем с паническими атаками, снизить тревожность и улучшить своё самочувствие. Перед началом курса были оценены уровень самочувствия, активности и настроения по тесту САН. Курс состоял из 6 последовательных занятий, каждое из которых включало в себя 3 этапа работы. На 1-м этапе ставилась задача — постановка диафрагмального (брюшного) дыхания. При правильном выполнении пациент последовательно открывал элементы картины. На 2-м этапе происходило обучение навыкам ритмичного дыхания с удлинённым выдохом. Пациент пытается дышать соответственно установленному ритму, следуя за движением передвигающегося вверх на вдохе и вниз на выдохе маркера. Третий этап был посвящён тренингу эффективного дыхания, которое подразумевало увеличение продолжительности выдоха при стабильном пульсе (тренировка по ВРС). На 3-м этапе пациент на выдохе старается полностью открыть одну из вертикальных полос картинки. На протяжении занятия происходила регистрация дыхания с использованием датчиков в области груди и живота и электрокардиограммы (в частности, RR интервалов). В начале и в конце каждого занятия выполнялось 2-минутное тестирование (запись дыхания и электрокардиография в спокойном режиме) для оценки исходного состояния пациента, правильности дозирования нагрузки и эффективности проведённой работы. Все задания выполнялись в положении лёжа на кушетке для максимального расслабления. Продолжительность каждого занятия составляла около 40 мин. Для закрепления отрабатываемых навыков дыхания пациент получил три упражнения, которые можно было выполнять в дальнейшем после госпитализации. По результатам проведённых занятий к окончанию курса удалось постепенно увеличить длительность дыхательных циклов и продолжительность выдоха во время ритмичного и эффективного дыхания на фоне удлинения RR интервалов, что говорит об уменьшении ЧСС и адаптации сердечно-сосудистой системы. Таким образом, выполнена задача — достижение оптимальной для функционирования частоты дыхания во время тренировки (8–10 дыхательных движений в минуту по сравнению с 12–16 на 1-й процедуре) на фоне адекватной сбалансированной сердечно-сосудистой регуляции. В процессе занятий отмечено увеличение амплитуды дыхательной синусовой аритмии — одного из показателей вагусного контроля сердечной деятельности, который имеет низкие значения у людей с тревожностью и депрессией. Пациент уверенно стал выполнять все задания тренинга, а также рекомендованные 3 упражнения с включением их в бытовые ситуации (например, использовал диафрагмальное дыхание перед выполнением МРТ-обследования в связи с волнением). При повторной оценке в конце курса по тесту САН определено повышение показателей самочувствия и настроения (на 0,6 балла — самочувствие, на 0,8 баллов — настроение).
Сахарова Е.В., Конова О.М. Опыт применения кардиореспираторного тренинга у пациента с сочетанной патологией. Неврологический журнал им. Л.О. Бадаляна 2023; 4(4): 226–233
16.02.2024