Особенности речевых нарушений у детей с эпилептическими энцефалопатиями
Введение. Речевые нарушения являются распространённой проблемой в детском возрасте. В частности, одним из наиболее распространённых осложнений эпилепсии являются нарушения речи разного характера.
Цель исследования — изучить клинические проявления речевых расстройств у детей с эпилептическими энцефалопатиями.
Материалы и методы. В исследование включены 89 детей с эпилептическими энцефалопатиями. У всех пациентов проводили детальное изучение анамнеза жизни и заболевания, оценку неврологического и соматического статусов, анализ семиотики приступов, оценку получаемой терапии, артикуляционного праксиса, фонематического восприятия, игровой деятельности, экспрессивной и импрессивной речи.
Результаты. Речь у обследованных больных имела характер грубого нарушения после этапа нормального развития (37,1%), с рождения задержка развития речи отмечалась у 38,2% больных. Фонематическое восприятие нарушено у 73 (82,0%) пациентов, нарушение артикуляционного праксиса — у 63 (70,8%), несформированность связной речи — у 78 (87,6%), игровая деятельность не соответствовала возрасту ребенка в 50 (56,2%) случаях, нарушение счета выявлено у 69 (77,5%) пациентов, нарушение звукопроизношения — у 30 (33,7%).
Заключение. Артикуляционная апраксия и моторная алалия — самые частые виды речевых нарушений у детей с эпилептическими энцефалопатиями.
Гузева В.И., Еремкина Ю.А., Гузева О.В., Гузева В.В., Охрим И.В., Ведерникова В.А. Особенности речевых нарушений у детей с эпилептическими энцефалопатиями. Неврологический журнал имени Л.О. Бадаляна. 2024;5(1):29-37.
03.05.2024