Сенсорная комната в работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы

В последние годы стремительно увеличивается количество детей младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в связи с этим необходимо своевременно проводить квалифицированную психологическую работу по профилактике и коррекции развития ребёнка.

К типичным нарушениям эмоционально-волевой сферы относятся: гиперактивность; СДВГ; повышенная тревожность; ранний детский аутизм; агрессивность поведения; демонстративность поведения; инфантилизм; нарушение навыков общения и самообслуживания. Как следствие, у детей возникает наличие социально-опосредованных страхов, школьная дизадаптации,  низкая успеваемость, неуверенность в себе, повышенная тревожность, трудности в построении конструктивных отношений с окружающими людьми.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья. Она представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему сенсорную комнату условно можно разделить на два функционирующих блока:

Активационный — включает в себя все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные панели. Оборудование привлекает интерес детей, стимулирует подвижность и развитие их исследовательской деятельности. Подвижные конструкции стимулируют активность ребенка.

Релаксационный — включает сухой бассейн, набор дисков для светопроекторов и библиотеку записей релаксационной музыки. Приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, установка для ароматерапии. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах, в сочетании с музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

В условиях комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения, специальные занятия или использовать для релаксации.

В зависимости от проблематики и возраста ребёнка используются разные приёмы и методы работы:

  • метод релаксации — плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы. Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звукотерапии, танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, пескотерапии.

В процессе релаксации, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, повышают мотивацию к деятельности. Важным моментом развития ребёнка является возникновение стремления к самостоятельности, самодостаточности.

  • метод sandplay — техника аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Одной из игр, основанных на данном методе, является игра «Здравствуй, песок!».
Цель – снижение психофизического напряжения. Психолог просит поздороваться с песком, различными способами дотронуться до песка (пальчиком, ручкой, постучать по поверхности песка, сжать, просеять песок между пальцами, можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обителей песка…») Детям постарше можно задавать вопросы об ощущениях, которые они испытывают на каждом этапе игры: тепло/холодно, приятно/неприятно, твёрдо/мягко.

Положительные эмоции являются мощным антистрессовым фактором, считается, что периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями.

Таким образом, организация работы психолога в сенсорной комнате — неотъемлемая часть коррекционной работы нарушений эмоционально — волевой сферы младших школьников.

Источник: Саунина Е.С. «Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы»  выпуск 80(I)2020г.

http://scientificjournal.ru/glavnaya/arkhiv.html

Метки:

13.02.2020