Ранняя абилитация и особенности онтогенеза сенсорных систем, когнитивных функций и речи у детей, рожденных недоношенными

На базе ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» было проведено исследование, 147 пациентов с целью изучения особенностей онтогенеза сенсорных систем и выявления факторов, оказывающих влияние на развитие детей раннего возраста, рожденных недоношенными.

Для сравнительного анализа дети были разделены на 3 группы: 1-я группа – 98 недоношенных детей, рожденные с ЭНМТ или ОНМТ; 2-я группа – 35 недоношенных детей с весом более 1500 г; 3-я группа – 14 доношенных детей с диагностированной перинатальной патологией головного мозга. Все дети после рождения получали лечение в отделениях реанимации и/или патологии новорожденных, в специализированных отделениях стационара. После перевода с первого или со второго этапа реабилитации [средний возраст перевода составил (1,8±1,2) мес. дети наблюдались в амбулаторном отделении реабилитации.

Для анализа динамических изменений речевых и когнитивных функций было выделено несколько типов трендов: тренд развития с положительной динамикой, отражающий постепенный рост индексов развития функции на протяжении первых двух лет жизни, тренд развития с отрицательной динамикой, описывающий негативную динамику функции, и тренд без существенной динамики, отражающий нормальное развитие. Полученные данные вносились в матрицу для корреляционного анализа.

Задержка развития зрительных функций при переводе ребенка на третий этап реабилитации наблюдалась у 58 (59,2%) детей 1-й группы, у 18 (51,4%) детей 2-й группы и у 1 (7,1%) ребенка 3-й группы  (p<0,001 по сравнению с пациентами 1-й и 2-й групп). При этом статистически значимая и максимально выраженная в первые 4 мес жизни задержка зрительной функции отмечалась у всех недоношенных детей по сравнению с доношенными. После 5–6-го мес. статистически значимых различий между группами не наблюдалось.

Клинически задержка развития зрительной функции выражалась в длительном отсутствии фиксации взгляда, нарушениях конвергенции, отсутствии прослеживания за предметом у недоношенных в первые месяцы жизни. Произвольное движение под контролем зрения и захват предмета дети 1-й группы начали осуществлять в (3,7±0,9) мес., дети 2-й группы – в (3,9±1,6) мес., дети 3-й группы – в (2,9±0,4) мес. (p<0,01 по сравнению с 1-й группой; p<0,05 по сравнению со 2-й группой).

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь нарушений развития зрительного анализатора к 1-му году жизни с длительностью пребывания на искусственной вентиляции легких (ИВЛ) (r = -0,34; p<0,05), тяжестью геморрагического поражения мозга (r = -0,30; p<0,05) и наличием структурных нарушений в головном мозге (r = -0,36; p<0,05). Это определило течение ретинопатии и низкие индексы развития зрительной функции. Выявлена взаимосвязь между качеством зрения и формированием крупной (r = 0,74; p<0,001) и мелкой (r = 0,84; p<0,001) моторики, импрессивной (r = 0,73; p<0,001) и экспрессивной (r = 0,49; p<0,001) речи, когнитивных (r = 0,72; p<0,001) и коммуникативных (r = 0,86; p<0,001) функций к первому году жизни.

Патология со стороны органа слуха отмечалась только в группе детей, рожденных с ЭНМТ и ОНМТ. Так, у 1 (1,02%) ребенка была диагностирована нейросенсорная тугоухость III степени, у 5 (5,1%) пациентов – IV степени (p<0,05 по сравнению с пациентами 2-й и 3-й групп) и у 1 (1,02%) пациента – глухота. Корреляционный анализ выявил взаимосвязь нарушений развития слухового анализатора к 1-му году жизни с длительностью пребывания на ИВЛ (r = -0,44; p<0,01) и степенью недоношенности (r = 0,43; p<0,05), т.е. чем дольше ребенок находился на ИВЛ и чем больше степень его недоношенности, тем более низкие индексы развития слуховой функции определялись к 1-му году жизни. При этом выявлена взаимосвязь между качеством слуха и формированием крупной (r = 0,64; p<0,001) и мелкой (r = 0,56; p<0,001) моторики, импрессивной (r = 0,79; p<0,001) и экспрессивной (r = 0,70; p<0,001) речи, когнитивных (r = 0,79; p<0,001) и коммуникативных (r = 0,72; p<0,001) функций.

У пациентов старше одного года в 18,3% случаев диагностировали нарушение речи. При этом у детей с ЭНМТ и ОНМТ задержка речевого развития наблюдалась у 60,2% детей, из них у 23,7% пациентов – в структуре инвалидизирующей органической патологии ЦНС. У детей с массой более 1500 г нарушения формирования речи отмечались у 40% пациентов, из них только у 14,3% пациентов – в структуре тяжелых энцефалопатий.

В течение первых двух лет жизни наблюдается улучшение речевых функций, не достигающее нормы у глубоконедоношенных пациентов к 2 годам. В 3 года у глубоконедоношенных пациентов чаще выявлялись речевые нарушения, чем у доношенных детей. Диагноз «дизартрия» был выставлен 5 (5,1%) пациентам, у 5 (5,1%) детей диагностирована сенсомоторная алалия.

Таким образом, острая и хроническая гипоксия в родах, в перинатальном периоде и в грудном возрасте, наличие нарушений слуха существенно ухудшают речевой прогноз. У недоношенных детей нередко диагностировалось нарушение развития когнитивных функций.

Нарушения развития когнитивных функций отмечались чаще у недоношенных пациентов и были более тяжелыми у детей 1-й группы по сравнению с пациентами 2-й группы (p<0,01 по сравнению с 1-й и 3-й группой) и 3-й группы (p<0,001) в возрасте 2–4 мес. В течение первых двух лет жизни наблюдалась положительная динамика в отношении развития не достигали нормативных показателей.

Острая и хроническая гипоксия (пребывание на ИВЛ и течение БЛД) ухудшали прогноз когнитивного развития. При этом доказан положительный эффект ранней абилитации на развитие интеллекта. Сенсорное развитие, становление моторных программ, онтогенез высших психических функций и речи на первом году жизни определяются количеством и качеством афферентной информации, получаемой ребенком. У недоношенных детей, наряду с объективно обедненным потоком полимодальных сенсорных стимулов, часто отмечаются низкие пороги сенсорного восприятия, связанные с незрелостью структур нервной системы, что в сочетании с некоторыми заболеваниями неонатального периода (например, такими как ретинопатия недоношенных) искажает или нарушает афферентный поток.

Нарушения речевого и когнитивного развития,часто диагностируемые у недоношенных детей, обусловлены не только имеющимися неврологическими нарушениями, но и связаны с качеством функционирования сенсорных анализаторов, длительностью пребывания ребенка на ИВЛ и течением БЛД.

Острая и хроническая гипоксия в перинатальном периоде и в грудном возрасте и нарушение развития сенсорных систем существенно ухудшают прогноз развития высших психических функций и речи у недоношенного ребенка.

Ранняя абилитация, включающая методы сенсорной стимуляции и онтогенетически обусловленные технологии, оказывает положительное влияние на становление моторных навыков, когнитивных функций, импрессивной и экспрессивной речи у детей, рожденных недоношенными.

Положительная динамика речевого и когнитивногоразвития у детей, получивших раннюю абилитацию, подтверждают ее эффективность.

Источник: Ранняя абилитация и особенности онтогенеза сенсорных систем, когнитивных функций и речи у детей, рожденных недоношенными Нефедьева Д.Л., Белоусова М.В.  http://vskmjournal.org/ru/vypuski-zhurnala/45-2019/196-tom-12-vypusk-6-2019.html

Метки:

27.02.2020