Гиподинамический синдром: «медлительные дети»

Малыш ведет себя тихо, послушно, не дерется и не устраивает истерик в магазине. «Золотой ребенок» — говорят о таких в детском саду. Но уже в школе появляются проблемы: низкая концентрация внимания, медлительность, сложности в общении. Ровесники начинают обидно обзываться: «тормоз», «мямля» и так далее, а учителя – предполагают интеллектуальный дефицит… Хотя очень часто с интеллектом у этих детей как раз все в порядке , но есть свои особенности нервной системы. И, конечно, чтобы такие ребята росли счастливыми и успешными, их особенности нужно принимать и учитывать в воспитании!

Гиподинамический синдром – это не просто темперамент или черты характера. Это врожденная слабость процессов возбуждения в центральной нервной системе. Поэтому такому ребенку чисто физически с рождения постоянно необходима внешняя стимуляция со стороны взрослых. Очень важно понимать, что своим медлительным поведением он не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он правда не может быть «шустрее»!

Причинами такого состояния могут быть особенности перинатального периода: заболевания, гипоксия, травмы, а также семейная предрасположенность.

Как распознать гиподинамический синдром?

Дошкольный возраст

  • Это очень «удобный» для взрослых ребенок: послушен, не убегает на улице, не «хулиганит», в еде непривередлив, но новые незнакомые блюда не приветствует.
  • В садике часто играет один в углу или сидит на стульчике.
  • Не любит ничего нового: игрушки, люди, места, блюда, посуда, одежда.
  • Очень часто логопедические проблемы, легкая задержка речевого развития. Могут ставиться диагнозы: «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).
  • На занятиях в детском саду ребенок молчалив, на вопросы воспитателей отвечает неохотно, может отказываться в группе от рисования или любой другой деятельности говоря, что он устал, болят ручки.

Школьный возраст

  • Общая медлительность: например, не успевает выполнить контрольную работу вовремя и получает низкие отметки, а домашние задания делаются часами, хотя хорошо. Видно, что ребенок может сделать задание, но ему требуется долгое время.
  • Не любит быть в центре внимания: никогда не поднимет руку на уроке чтобы ответить, даже если знает, не любит выходить к доске, предпочитает письменные задания устным, на перемене остается спокойно сидеть за партой или в классе, не хулиганит.
  • Редко показывает эмоции и чувства, безынициативен.
  • Стеснительность. Часто таких детей сверстники обижают. Однако, если есть хорошие друзья, то это очень крепкие отношения.
  • Домосед, не любопытен, снижено желание познавать окружающий мир. Очень не любит посещать общественные места, культурные мероприятия, парки аттракционов.
  • Не любит физкультуру и спорт, часто имеет избыточный вес, во дворе с ребятами в подвижные игры не играет. При попытке отдать ребенка в спортивную секцию проявляются страх, нежелание.
  • Любимые предметы в средней школе это труд и возможно какой-то из фундаментальных предметов, но только если будет хороший контакт с учителем, который сможет заметить такого ребенка и хвалить.
  • Нравятся тихие одиночные игры за столом: пазлы, конструктор, компьютер, иногда чтение серьезных книг.
  • Проблемы у гиподинамичных детей могут проявиться при переходе в среднюю школу с разными учителями и кабинетами. Именно в этот период им особенно важна поддержка!

Как помочь?

  • Во-первых, не ставьте диагнозы самостоятельно, обязательно обратитесь к неврологу и психологу! Они исключат другие причины особенностей ребенка, проведут тесты и подтвердят или опровергнут гиподинамический синдром.

    Что же можно сделать дома, прежде всего немедикаментозно?

    Главное и самое порой сложное – понять и принять своего ребенка. Только тогда он сможет противостоять негативной среде, которая, к сожалению, часто окружает гиподинамичных детей. Основная задача родителей – помочь сформировать здоровую и сильную личность!

    Не пытайтесь чрезмерно его ускорить, ругать за медлительность – у ребенка могут развиться невроз и комплексы. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими более активными детьми- это очень ранит.

    Выбирайте другую стратегию – помочь ребенку адаптироваться в этом мире.

    Например:
  • Всегда за 5-10 минут предупреждайте о планах.
  • Бережно и не торопясь приобщайте ребенка к коммуникации вне семьи. Выберите кружки, например, бисероплетения, вышивки, кружок натуралиста и т.д., где могут встретиться такие же дети.
  • Гиподинамичный ребенок остро нуждается в одобрении и похвале. Можно иногда давать несложные поручения по дому, с которыми дети хорошо справляются, после чего похвалить и поблагодарить, что без его помощи вам было бы сложно.
  • Много разговаривайте с ребенком, даже если будет он мало говорить в ответ. Он внимательно вас слушает! Речь должна быть взрослой, без попыток говорить на “детском языке”.

Что делать со школой?

Нельзя ни в коем случае отдавать неподготовленного гиподинамичного ребенка в школу! Он не сможет «наверстать»! Лучше подождать еще год в детском саду и обязательно ходить на подготовительные курсы. Желательно – к той учительнице, к которой планируется приход в 1 класс. Идеальная учительница для таких детей — похожая на самого ребенка — спокойная, терпеливая, не вспыльчивая, не слишком требовательная к безукоснительной дисциплине в классе. В противном случае ребенку будет сложно, может быть полная потеря интереса к учебе.

Перед началом учебы желательно поговорить с учителем, предупредить о наличии такого синдрома у ребенка, чтобы учитель был вашим союзником.

При выполнении домашних заданий родители должны быть очень терпеливы не ускорять ребенка, однако помогать ему не отвлекаться. Выполнять задания нужно от простых к сложным. И, конечно, не забывать хвалить!

Метки:

05.08.2020