Диспраксия: «неуклюжий» ребенок

Ребенок врезается во все, что встречается ему на пути? Не вписывается в повороты, “собирает” синяки, постоянно разбивает коленки? Нарушение координации, на первый взгляд, выглядит как неуклюжесть. Хочется сказать “соберись!”, “будь уже внимательней”, “смотри, наконец, по сторонам!” Но только такие одергивания не очень помогают…

Скорее всего, ребенок действительно, просто непоседа и с возрастом это пройдет. Но, возможно, речь о диспраксии — нарушении, с которым можно и нужно работать! Давайте разбираться!

Диспраксия, или синдром детской неуклюжести, моторной неловкости – это нарушение сферы произвольных движений у детей. При этом отсутствует патология мышечного тонуса, параличи и прочие отклонения. Диспраксия проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации. Такие дети действительно несколько неуклюжи при хорошем физическом развитии и отсутствии соматических проблем (с весом, хроническими заболеваниями и т.д).

Как диспраксия может проявиться?

  • Ребенку с диспраксией сложно играть с мячом, писать строго по клеточкам, линеечкам, нанизывать бусины на нитки и т.д., аккуратно самостоятельно пользоваться столовыми приборами — то есть совершать сложные движения, при которых необходимо задействовать синхронизацию зрительной и двигательной сферы.
  • Такие малыши избегают занятий на мелкую моторику, не очень любят подобные развивающие игры, рисование.
  • Могут быть трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. С этим связано и то, что школе им будет непросто читать и писать.
  • Возможна задержка речи.  Ребенок после 2 лет продолжает спотыкаться и падать на ровном месте. Дети не хотят осваивать новые двигательные навыки, например, кататься на самокате, велосипеде.

Как и в случае других особенностей, очень важно как можно раньше выявить диспраксию! Причем помочь можно и нужно не только малышам с нарушениями, но и типично развивающимся, но неуклюжим детям.

Что делать?

Во-первых, не ждать, что ребенок “перерастет”! Помогать нужно чем раньше, тем лучше, а с возрастом очень многое будет сложно наверстать! Очень велика вероятность, что такой трехлетний малыш без правильной коррекции в дальнейшем в школе будет иметь проблемы с чтением, письмом и так по нарастающей.

Поэтому обязательно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, нейропсихологу!



На консультации врач проведет обследование, различные тесты, чтобы выявить степень сформированности речевых навыков, координации движений. Например, ребенка попросят нарисовать простой предмет, животное, собрать пазл, попрыгать определенным образом, походить попеременно быстро, медленно, на цыпочках, дотронуться до уха слева и справа, проследить за предметом глазами и т.д.

В зависимости от конкретного случая, от вида диспраксии, будет назначено комплексное лечение, в котором могут участвовать невролог, логопед, психолог, физиотерапевт и дефектолог. Медикаментозная терапия и немедикаментозные методы обычно дополняют друг друга.

Существует множество способов коррекции: специальные физические упражнения, физиотерапия, логопедические методики. И очень большую роль, конечно, всегда играет и воспитание в семье. У родителей, людей, которые проводят с ребенком все время, огромная роль в развитии ребенка. Без их участия от самой качественной терапии не будет должного эффекта.

Занимаясь дома, ставьте перед ребенком понятные и доступные цели. Помогайте ребенку доводить начатое до конца. Подбирайте материал для занятий исходя из интереса малыша, постепенно усложняя задачи. Родителям важно прежде всего набраться терпения и не торопить ребенка, а хвалить, радуясь каждому маленькому результату. Теплый эмоциональный климат в семье — главное, чем вы можете помочь ребенку!⠀

Метки:

05.08.2020