Интеллектуальное развитие детей

Четвертый год жизни характеризуется началом дошкольного возраста, в этот период начинается новый этап в развитии ребенка с кризисом между эмоциональным ранним и дошкольным возрастом. Переход от личности «я» к личности «мы» составляет критическую фазу перехода. У ребенка повышается интерес к окружающей среде, постепенно он становится более осведомленным о социальных реалиях.

Дети от 3 до 4 лет приобретают следующие мыслительные навыки: умеют  демонстрировать свои прошлые и настоящие знания, активно ищут ответы на вопросы, учатся, наблюдая и слушая инструкции, собирают предметы в соответствии с их размером и формой, учатся различать предметы по цвету, могут сконцентрировать внимание в течение 5-15 минут, для получения информации используют вопрос «почему?».

На четвертом году жизни ребенок начинает принимать активное участие в решении практических задач. Он усваивает навыки общения в процессе игры, труда, а также в других бытовых практиках. В процессе общения словарный запас ребенка пополняется новыми словами, и тем самым увеличивается. В результате, у ребенка начинает развиваться речь: он может высказывать свои мысли, строя простые предложения. Дети могут выражать свои чувства словами, обозначающими признаки, эмоции, использовать в речи глаголы, прилагательные и числительные. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться познавательные навыки. Дети в этом возрасте, как с помощью дидактических игр, так и через свои чувства приобретают определенные знания, узнавая как живые (человек, животное, птица, растение), так и неодушевленные предметы (вода, песок, камни, почва, свет).

Возраст 4-5 лет характеризуется развитием образного мышления. Каждый ребенок в процессе игровой деятельности с большим удивлением и радостью пытается понять окружающий мир. Дети проводят осмотр и сравнение предметов, путем их моделирования. Восприятие ребенком внешних особенностей предполагаемого объекта, в основном, связано с сенсорными эталонами (геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, круг), основными цветами (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый), звуками музыки и звуками родного языка. Этот период – благоприятное время для усовершенствования у детей деятельности органов чувств и формирования представлений об окружающей среде.

У детей в возрасте от 4 до 5 лет усиливаются коммуникативные навыки. Они делятся своими игрушками с друзьями и демонстрируют совместные игры. Стараются помогать взрослым и выполнять простые задания. В этом возрасте развитие мелкой моторики у детей постепенно ускоряется. Формируются графические навыки. Они хорошо держат карандаш пальцами, собирают различные конструкции из кубиков, складывают пополам бумагу, лепят различные фигурки из пластилина и придают им различные формы, а также приобретают навыки самообслуживания. Словарный запас ребенка становится богаче. Слушает соответствующие его возрасту сказки и рассказы, запоминает простые стихи, слушает и понимает речи других, участвует в вопросах и ответах, составляя простые предложения из 3-4 слов, рассказывает простые сказки, использует речевые этикеты и слова, обозначающие в речи признаки и качества. Внимание детей в возрасте 4-5 лет, как правило, остается сосредоточенным в течение 15-20 минут.

К 4-5 годам у ребенка уже развиты аналитические способности: он способен различать предметы по форме, цвету и размеру. В этом возрасте дети лучше способны лучше обобщать, сравнивать, анализировать, так как ими усвоены сенсорные эталоны.

Таким образом, возраст 4-5 лет является важной ступенью интеллектуального развития ребенка, потому что в этом возрасте ребенок приобретает много знаний, умений и навыков, создающих основу для следующего возрастного периода.

 

Источник: Интеллектуальное развитие детей 3 — 4 лет.

Мусаева С.Ш. Выпуск 2020 г.

Метки:

02.09.2020