Применение лечебного плавания в комплексной профилактике различных форм неврозов у детей

Сотрудниками Андижанского государственного медицинского института был предложен метод профилактики и лечения неврозов у детей, с использованием лечебного плавания с учетом степени повышения или снижения артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и динамики АД. Было проведено исследование, доказана высокая эффективность совместного применения различных форм ЛФК и плавания в разных возрастных группах детей и юношей больных неврозом и другими пограничными формами нервно-психических расстройств. При своевременном обнаружении и терапии вегетативных нарушений, осуществлении профилактических мероприятий может быть полное выздоровление.

Актуальность

Особый интерес представляет необходимость профилактически и лечения неврозов. Различные формы невротических расстройств обнаруживаются у большинства молодого возраста. Так по данным ВОЗ, заболевших ими за последние 25 лет выросла во 25-30 раза. Перенапряжение ЦНС и срывы нервных процессов нередко приводят к длительным и стойким гипертензивным состояниям. В последние годы настойчиво ведется поиск методов немедикаментозного лечение больных неврозами. Одно из самых действенных и в то же время безопасных средств – это занятие плаванием. Целебные свойства воды известны уже давно, а в сочетании с физической нагрузкой она дает потрясающий эффект. Занятия плаванием крайне полезны для здоровья, так как улучшают состояние человека сразу по двум направлениям: физическому и психологическому. Горизонтальное положение тела, давление воды и ритмичные движения благоприятно влияют на кровеносную систему. Кровь легче разгоняется по сосудам, систолическое давление снижается, сосуды становятся эластичнее – все это облегчает работу сердца, увеличивает объем легких. Благодаря этому кровь активнее насыщается кислородом, что благотворно влияет на все органы в организме и активизирует обмен веществ. С другой стороны, вода обладает массажирующим эффектом, воздействуя на нервные окончания тела — расслабляя и успокаивая их.

Цель исследования

Цель настоящей работы — подготовить методику тренировки (или занятия) лечебным плаванием для детей больных неврозами и другими пограничными формами нервно-психических расстройств, занимающихся в спорт комплексе «Юность» Андижанской области Республики Узбекистан, а также изучить эффективность лечебного плавания, его профилактическое и оздоровительное воздействие.

Материал и методы

Обследовано 234 детей, юношей и девушек в возрасте от 10 до 20 лет (средний возраст 15,4+_ 04 года), из них: здоровых – 150 детей, больных неврозом и другими пограничными формами нервно-психических расстройств – 84. Больные неврозами и другими пограничными формами нервно-психических расстройств направлены детскими невропатологами и психологами г. Андижана.

Результаты и их обсуждение

Для профилактики и лечения неврозов у детей разного возраста, занимающихся плаванием, нами предложен метод лечебного плавания с учетом степени увеличения или снижения артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и динамики АД, количественной и кинетической энергии потока крови. После определения ЧСС и АД в покое, у обследуемых детей разного возраста, предложили им проплыть 50 метровую дистанцию. При этом в последние 30 сек. работы, по данным ЭКГ (или аускультативно), определили ЧСС, а также максимальное и минимальное АД, затем-суммарную нагрузку на миокард, при стандартном 50 м плавании, путем сложения ЧСС (ЧСС1); разницу между ЧСС после 3 мин. (ЧСС3) восстановления и ЧСС покоя (ЧСС4); положительную разницу от полученного диастолического АД (АДди) минус 50 мм рт.ст. систолического АД (АДси) и положительную разницу между систолическим АД в покое (АДСП) плюс 10 мм рт.ст. и систолическим АД после стандартного 50м плавания. При определении суммарной нагрузки на миокард (СНМ) использовали:

 

СНМ= ЧССп+(ЧСС3-ЧССп)+(АДди-50) + АДси + [(АДси+10)-АДси].

 

Квадратные скобки позволяют учитывать гипотонический тип реакции АД в состоянии покоя и при 50м плавании. В случае гипотонии, в состоянии покоя, в формулу вставляется нормальное значение систолического АД для данного возраста.

Через 3 мин. с целью определения физической работоспособности (PWC) при изменяющийся с возрастом ЧСС давали проплыть 50м. После этого определяли параметры для индивидуального плавания. Помимо оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, у больных неврозами при оптимизации физической нагрузки необходимо учитывать степень истощения ЦНС и нервно-мышечного аппарата, так как и гиподинамия и передозировка физической нагрузки неблагоприятно сказываются на течении заболевания.

Оценка функционального состояния нервной системы проводится на основании динамики таких психофизиологических показателей, как время реакции на свет и звук, скорость действий, динамометрия, тесты на внимание, кратковременную память, кожно-гальваническая реакция, определяемые до- и после стандартного 50м плавания. При ухудшении в 50% и более исследованных показателей, функциональное состояние оценивается как неудовлетворительное и больным назначается ЛФК.

Учитывая клинико-психофизиологическую характеристику больных в комплекс процедур лечебной гимнастики дополнительно нами включены оптимальные для каждой подгруппы ЛФК: как китайская пластическая гимнастика, гимнастика йогов, электронные и компьютерные игры, малоподвижные игры на месте, ритмичные динамические упражнения под музыку

Выводы

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать заключение о достаточно высокой эффективности совместного применения различных форм ЛФК и плавания в разных возрастных группах детей и юношей больных неврозом и другими пограничными формами нервно-психических расстройств. При своевременном обнаружении и терапии вегетативных нарушений, осуществлении профилактических мероприятий может быть полное выздоровление.

Источник: Применение лечебного плавания в комплексной профилактике различных форм неврозов удетей

Салиева М.Х., Утанов З., Мирзаева М.М., Бутабаев М.Т.

RE-HEALTH JOURNAL №2 (6)` 2020

Метки: ,

23.10.2020