Умственная отсталость при хромосомных аберрациях

Согласно МКБ-10, умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Синонимами умственной отсталости являются такие понятия как «общее психическое недоразвитие», «психическое недоразвитие», «олигофрения». По мнению некоторых современных авторов, понятие «умственная отсталость» более широкое, чем часто использовавшийся ранее термин «олигофрения». Умение распознать в анамнестических сведениях наиболее важные данные является основой, наряду с клинической диагностикой, правильной постановки диагноза.

Введение.

Умственная отсталость является одной из самых распространенных форм инвалидности в мире и встречается у 1–3% населения. Клинически умственную отсталость принято классифицировать по степени тяжести: легкая, среднетяжелая, тяжелая степень и глубокая. Многие авторы отмечают, что почти в половине всех случаев причины установить не удается, а среди установленных причин лидирует умственная отсталость при синдроме Дауна и умственная отсталость как следствие алкоголизма. Дети, у родственников которых имеется отставание интеллекта, уже изначально подвергаются большему риску возникновения ряда нарушений психики. Генетически обусловленная умственная отсталость встречается при трех группах заболеваний: хромосомные; моногенные и многофакторные. К группе хромосомных болезней относятся все случаи умственной отсталости с доказанными хромосомными аберрациями, включая трисомии по хромосомам 21, 18, 13, синдромы Ангельмана, Прадера–Вилли, Вильямса, кошачьего крика и другие микроделеционные синдромы.

К группе моногенных заболеваний относят случаи умственной отсталости, сопровождающей болезни, вызванные генными мутациями. Тип наследования при этом может быть аутосомно-доминантным, аутосомно-рeцессивным, Х-сцепленным и митохондриальным. Например, к этой группе причисляют умственную отсталость при туберозном склерозе, фенилкетонурии, болезни Тея–Сакса, синдроме Смита–Лемли–Опица, синдроме Мартина–Белла, синдроме MELAS.

К группе многофакторных заболеваний относят случаи умственной отсталости с семейной интеллектуальной инвалидностью и дефектами нервной трубки. Умственная отсталость при этом развивается в результате гипоксии и травм в неонатальном периоде при наличии предрасположенности, оценить которую в настоящее время невозможно, так как формирование головного мозга обусловлено многими генами, а полиморфизмы в них имеют различные популяционные частоты и разную функциональную роль, что затрудняет поиск корреляций фенотипа с генотипом. Оценки распространенности и заболеваемости крайне противоречивы и неполны. Хромосомная патология и синдромальные формы занимают первое место в структуре умственной отсталости.

Самой частой причиной генетически обусловленной умственной отсталости является синдром Дауна с частотой 1:700–800 новорожденных. Также вносят свой вклад и другие частые синдромы: синдром Эдвардса (трисомия хромосомы 18) – 1:6000–8000 и синдром Патау (трисомия хромосомы 13) – 1:7800–14000. По-видимому, существенный вклад в структуру умственной отсталости вносят микроделеционные синдромы, однако точно оценить их значение пока не удается. С одной стороны, методы их диагностики остаются дорогими и данных недостаточно для оценки частоты, с другой стороны, микроделеции нередко встречаются в норме, что затрудняет определение их этиологической роли в умственной отсталости.

Среди моногенных и предположительно моногенных случаев лидирует Х-сцепленная умственная отсталость, которая является второй по частоте после синдрома Дауна формой умственной отсталости, ее частота составляет 1:1000 новорожденных мальчиков. По данным R. Lehrke, Х-сцепленная умственная отсталость является наиболее распространенной причиной моногенной умственной отсталости, затрагивающей в основном мужчин. У женщин носителей мутации в некоторых случаях в результате инактивация хромосомы с нормальным аллелем может развиваться мягко выраженная умственная недостаточность. Наиболее распространенная форма Х-сцепленной умственной отсталости – синдром ломкой хромосомы X (Синдром Мартина-Белла). G. Neri и P. Chiurazzi на протяжении 17 лет (1990–2007) опубликовали 7 обзоров и в последнем из них перечислили 215 форм Х-сцепленной умственной отсталости. В зависимости от клинических проявлений авторы выделили 149 случаев со специфическими клиническими данными (98 синдромов и 51 нервно-мышечное состояние) и 66 неспецифических форм. Также авторы перечислили 82 гена на хромосоме Х, мутации в которых были обнаружены хотя бы в одной семье с несколькими больными умственной отсталостью.

У девочек частой причиной умственной отсталости является синдром Ретта, частота которого составляет 1 на 10 000–15 000 девочек, а в отдельных регионах – 1 на 3000, что позволяет говорить о синдроме Ретта как об одной из наиболее частых причин умственной отсталости у девочек. Среди аутосомно-доминантных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью, одной из частых причин является туберозный склероз – 1:30 000–50 000 новорожденных, что составляет 0,5% от числа случаев тяжелой умственной отсталости. Умственная отсталость при туберозном склерозе наблюдается в 48% случаев и варьирует от умеренной до глубокой степени. Фенилкетонурия является распространенной аутосомно-рецессивной болезнью, приводящей к умственной отсталости. В странах с отсутствующей программой национального неонатального скрининга это заболевание является основной причиной аутосомно-рецессивной умственной отсталости. В России и других странах с внедренным неонатальным скринингом, благодаря своевременной диагностике и профилактике, фенилкетонурия потеряла свою роль в развитии аутосомно-рецессивной умственной отсталости. Однако на данный момент насчитывают не менее 150 генов, мутации в которых могут приводить к несиндромальной аутосомно-рецессивной умственной отсталости

Заключение.

На настоящее время по-прежнему считается, что основную долю генетической умственной отсталости по-прежнему диагностировать не удается, так как генные мутации и тонкие хромосомные перестройки играют главную роль в этиологии интеллектуальной недостаточности, что ведет к тому, что во многих случаях невозможно дать семье информацию о рисках и прогнозах и помочь в планировании семьи. Применение высокопроизводительного секвенирования может существенно увеличить число диагностированных случаев генетической умственной отсталости и существенно повысить эффективность профилактических мероприятий в отягощенных семьях.

 

 

Источник: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ПРИ ХРОМОСОМНЫХ АБЕРРАЦИЯХ

Тяпкина Д. А., Полиданов М. А., Кондрашкин И. Е., Бородай А. А., Лущилина А. В.

Научные известия 27, 2022г

05.09.2022