Роль саморегуляции и произвольности поведения в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи
В статье представлен материал по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по формированию произвольности поведения посредством саморегуляции. В работе представлен процесс, способствующий развитию у ребенка способности самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы.
Произвольная регуляция является важным условием социальной адаптации ребенка, его социально-эмоционального развития и успешности обучения в школе. В дошкольном возрасте в развитии произвольной регуляции происходят значительные изменения, связанные с развитием системы. У дошкольников постепенно складываются способности соответствовать правилам, тормозить свои непосредственные реакции и побуждения и задерживать стремление к немедленному удовлетворению своих потребностей.
Е. Д. Хомская включает в «понятие произвольная регуляция психической деятельности» такие системные качества высших психических функций, «как произвольность, опосредованность речью, осознанность. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции); постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна.
В качестве главного источника развития саморегуляции выступает познавательное развитие ребёнка и созревание определённых когнитивных структур, которое является результатом созревания нервной системы и индивидуального практического опыта ребёнка. Тёплые отношения со взрослым, его привязанность и отзывчивость лишь облегчает понимание ребёнком социальных требований, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребёнку подчиниться в общем-то чуждым ему социальным нормам. Взрослый выступает для ребёнка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он ещё не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым – через общение, совместную деятельность и общие переживания.
Исследования показали, что дети с нарушением речевого развития имеют более слабую зрительную и вербальную память, отличаются слабостью контроля интерференции при выполнении заданий с конфликтными стимулами, имеют тенденцию к персеверации, испытывают трудности с удалением ненужной информации из рабочей памяти и трудности с произвольным вниманием, особенно в ситуациях, когда присутствуют отвлечения. Более того, именно проблемы с произвольной регуляцией, а не речевые трудности, связаны с недостаточной социальной компетентностью детей с нарушением речи. Однако не все функции произвольной регуляции обнаруживают задержанное развитие у детей с нарушением речи. Так, эти обучающиеся не отличались от нормально развивающихся детей при выполнении заданий, требующих торможения уже подготовленной реакции на определенный стимул без наличия интерферирующих стимулов и заданий на активное внимание.
Произвольная регуляция осуществляется на различных уровнях: на уровне регуляции двигательной активности, регуляции психической деятельности, регуляции поведения в целом, она имеет определенную и структуру. Так, например, О. А. Конопкин выделяет в структуре системы осознанного целенаправленного саморегулирования деятельности такие функциональные звенья как цель деятельности, программа исполнительских действий, критерии успешности деятельности, информация о реальных достигнутых результатах, решение о возобновлении деятельности для получения нужного результата.
Недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии, отличается стойкостью специфических трудностей ориентировочных и операционных действий и выражается в следующих проявлениях: в низком уровне мотивации к вербальным видам деятельности, в снижении направленности, устойчивости слухо-зрительного сосредоточения; в недостаточности анализа, осмысления, восприятия эталона и неумении удержать его до конца эксперимента; в несовершенстве операционных действий (зрительного, мануального, слухового сличения и соотнесения с эталоном); в трудностях сохранения программы действий до конца задания, в несовершенстве пооперационного, итогового контроля и планирования. У детей с речевой патологией обнаружена недостаточность как операциональной стороны деятельности, так и ее произвольной регуляции, что в дальнейшем отрицательно влияет на успешность формирования письменной деятельности. Эти обучающиеся составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии.
Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи: затруднён поиск слов, грамматических форм, оборотов речи при построении высказывания; нарушение авторегулировки в управлении рече-движениями на уровне слога; регуляция представляет сложную задачу, требующею произвольного контроля; не всегда могут дать отчёт о проделанном действии; трудности в формулировке цели предстоящей деятельности. Чтобы ребенок научился самостоятельно регулировать различные стороны своей жизни, он должен научиться контролировать себя в общении и поведении, в двигательной и эмоциональной сферах. Процесс формирования произвольности довольно длительный и сложный.
Источник: РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Яровицына Ю.А.
Вестник науки. 2023. №2 (59).
03.03.2023