Симптоматическая эпилепсия, ассоциированная с врожденным токсоплазмозом
Введение
Нередко различные внутриутробные инфекции становятся причиной поражения нервной системы. Особое место занимает врожденный токсоплазмоз (ВТ) с его разнообразной клинической картиной, особенностями диагностики, лечения и прогноза. Первые проявления поражения ЦНС при ВТ могут быть выявлены внутриутробно, при рождении, а также впервые проявиться спустя некоторое время после рождения – в течение первого года жизни или даже через несколько лет.
Цель исследования. Проанализировать случай из клинической практики пациента с поздней диагностикой ВТ.
Материалы и методы
Девочка В., 9 лет, от 1 беременности, протекавшей с угрозой прерывания. Роды преждевременные в сроке 35-36 недель. Вес при рождении 2510. На TORCH-инфекции пациент и мать не обследованы. Развивалась соответственно возрасту.
В 1 год 7 месяцев перенесла энцефалит с судорожным синдромом в остром периоде и регрессом психомоторного развития. Этиология заболевания считалась неуточненной, несмотря на наличие в остром периоде положительных антител IgG к токсоплазме и выявленного при офтальмоскопии атрофического хориоретинита. Повторные серологические исследования крови и ликвора на ВТ, выполненные через 1 и 2 года, были отрицательные. В дальнейшем у пациента отмечались частые ежедневные эпилептические приступы, резистентные к противоэпилептической терапии.
По данным неврологического осмотра в возрасте 9 лет пациент контакту трудно-доступен. Отмечается выраженное нарушение психоречевого развития. Обращенную речь не понимает, реагирует на интонацию голоса. Произносит отдельные звуки. Зрачки равновеликие, живая реакция на свет. Взгляд фиксирует кратковременно, следит фрагментарно. Альтернирующее сходящееся косоглазие. Жевание затруднено, глотание не нарушено. Глоточный рефлекс+. Гиперсаливация. Выражены рефлексы орального автоматизма. Мышечный тонус изменен по спастическому типу в конечностях, выше слева. СПР живые, S˃D. Рефлекс Бабинского+ с 2-х сторон. Брюшные рефлексы низкие, S>D. Сидит с поддержкой, опираясь на правую руку. Выраженный грудо-поясничный кифо-сколиоз. Сама не ходит. Переступает при поддержке под мышки, опираясь на передний отдел стоп с тенденцией к перекресту. Тугоподвижность в голеностопных суставах.
При МРТ исследовании головного мозга (ГМ) в остром периоде имелись МР-признаки энцефалита в правой теменно-височно-затылочной области с распространением на подкорковые ядра. На МРТ ГМ в восстановительном периоде описан обширный поствоспалительный кистозно-атрофический процесс в больших полушариях.
На ЭЭГ регистрировалась эпилептиформная активность высокого индекса с инициацией приступов из левой височной области.
Получала вальпроевую кислоту, топирамат, карбамазепин, окскарбазепин, ламотриджин, клоназепам, бензонал, леветирацетам в различных комбинациях, глюкокортикостероидную терапию без полного контроля над приступами.
В последующем проведено хирургическое лечение эпилепсии – передняя височная лобэктомия. В гистиоцитах ткани мозга обнаружены дочерние токсоплазмы с тенденцией к формированию псевдокист. Установлен диагноз: токсоплазменный хронический менингоэнцефалит. Проведенная с учетом гистологических данных этиотропная терапия токсоплазмоза не дала положительного результата как в отношении приступов, так и неврологического дефицита.
Клинический диагноз: симптоматическая фокальная эпилепсия с наличием ежедневных тонических, миоклонико-тонических с версивным компонентом, билатеральных тонико-клонических приступов и продолженной эпилептиформной активности во сне, медикаментозно-резистентное течение, спастический тетрапарез, выраженные когнитивные нарушения, на фоне атрофического поражения головного мозга как следствие токсоплазмоза (первично-хроническое течение). Состояние после хирургического лечения эпилепсии (передней височной лобэктомии) от 27.04.2018 г. Частичная атрофия зрительных нервов OU. Белково-энергетическая недостаточность с дефицитом массы тела 2 степени.
Вывод
Таким образом, неучтенные данные акушерского анамнеза, недооценка клинических проявлений хориоретинита, особенности динамики серологических тестов на ВТ не позволили своевременно диагностировать основное заболевание и провести этиотропную терапию, что могло бы предотвратить развитие тяжелых неврологических и офтальмологических проявлений у пациента.
Особенности иммунного ответа при токсоплазмозе (наличие «закрытых» для иммунной системы головного мозга и органа зрения) со сменой положительных на отрицательные серологические тесты не позволили адекватно интерпретировать динамику серологической картины, что затруднило верификацию диагноза. Наш клинический случай показывает актуальность междисциплинарного подхода при постановке диагноза у пациента с мультиорганным поражением.
Источник: СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ЭПИЛЕПСИЯ, АССОЦИИРОВАННАЯ С ВРОЖДЕННЫМ ТОКСОПЛАЗМОЗОМ
Галькевич Н.В., Лихачев С.А., Белая С.А., Козырева И.В., Ващилин В.В., Калинина А.М.
Сборник тезисов и материалов XXIV конгресса с международным участием давиденковские чтения. Под редакцией проф. Клочевой Е.Г., проф. Голдобина В.В. СПб.: 2022. – 396 с.
10.05.2023