Динамика энцефалометрических параметров ромбовидного мозга у детей раннего возрастного периода
Введение
Ромбовидный мозг является важнейшей с функциональной точки зрения частью центральной нервной системы, состоящей из мозжечка, моста и продолговатого мозга, окружающих ромбовидную ямку. В литературе имеется много исследований, в которых анатомические структуры в мозге измеряются количественно, а именно, узнается объем, площадь, ширина и длина. Исследования влияния роста на ствол мозга и мозжечок являются важными не только для понимания нормального развития, но также и для сравнительного изучения патофизиологии некоторых заболеваний мозга. С момента разработки МРТ было проведено множество нейроанатомических исследований нормального мозга и мозга людей с органическим повреждением.
Половые различия в разнице объема головного мозга и ствола головного мозга при росте могут быть результатом внутренних или внешних факторов, таких как гормоны. Половые различия в общей нейроанатомии мозжечка были отмечены в нескольких исследованиях. Однако другие крупные исследования, основанные на магнитно-резонансной томографии, не выявили влияния возраста на размер мозжечка или показали незначительные тенденции. Хоть ромбовидный мозг и является важнейшим регулятором жизнеобеспечивающих функций, статей о его структурах не так уж много. Публикаций же о половых различиях размеров ромбовидного мозга у детей 1 и 2 года практически нет. Но принимая во внимание важность функций, выполняемых этими структурами, мы в состоянии понять, что эта тема должна быть актуальна и должна вызвать интерес у многих исследователей.
Объемные исследования мозга на основе МРТ позволяют анализировать морфологические характеристики человеческого мозга в зависимости от нормального старения, пола и функции. Изучение региональных объемов мозга нормальных детей может дать нейроанатомические характеристики среднего объема мозга детей, а также внести вклад в понимание изменений объема мозга в целом в зависимости от возраста, пола и локальной функции мозга. Достижения в области магнитно-резонансной томографии (МРТ). Диффузионная тензорная томография (ДТИ) – это неинвазивный традиционный метод МРТ, который недавно приобрел популярность среди клиницистов и исследователей.
Целью настоящей работы является изучение динамики энцефалометрических параметров ромбовидного мозга у детей первого и второго года жизни.
Методы и принципы исследования
Для исследования были использованы архивные данные отделения лучевой диагностики (магнитно-резонансная томография) 240 детей в возрасте 1 года (60 мальчиков и 60 девочек) и 2 года (60 мальчиков и 60 девочек).
Изучены следующие параметры ромбовидного мозга:
1) длина моста;
2) высота моста;
3) длина продолговатого мозга;
4) высота продолговатого мозга на уровне верхней границы;
5) высота продолговатого мозга на уровне нижней границы;
6) длина червя мозжечка;
7) высота червя мозжечка;
8) длина полушарий мозжечка;
9) ширина мозжечка;
10) ширина полушарий мозжечка;
11) высота полушарий мозжечка.
Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.
Основные результаты
Анализ полученных энцефалометрических данных ромбовидного мозга свидетельствует о существенной динамике практически всех изученных показателей в группе мальчиков. Установлено, что в группе мальчиков двухлетнего возраста следующие показатели оказались существенно выше по сравнению с аналогичными энцефалометрическими параметрами в группе детей одного года: длина моста увеличилась на 16,2%, высота моста на 15,1%, длина продолговатого мозга на 12,7%, высота продолговатого мозга на уровне верхней границы на 24,3%, длина червя мозжечка на 7,8%, ширина мозжечка на 11,2%, ширина правого полушария мозжечка на 6,2%, ширина левого полушария мозжечка на 8,8% высота правого полушария мозжечка на 9,9%.
Иная динамика показателей стволовых структур головного мозга наблюдается в группе девочек двухлетнего возраста: уменьшается длина продолговатого мозга на 7,4% и уменьшается высота продолговатого мозга на уровне нижней границы на 17,4%, при этом идет достоверное увеличение следующих структур мозга: длины червя мозжечка на 11,1%, ширины мозжечка на 2,7%, длины правого полушария мозжечка на 4,9%, ширины правого полушария мозжечка на 3,8 %, высоты правого полушария мозжечка на 4,7%, но при этом высота левого полушария мозжечка уменьшается на 5,9%.
Полученные данные согласуются с результатами других авторов. Установленные особенности строения ромбовидного мозга, могут быть использованы как в теории, так и на практике. Итак, можно увидеть, что рост ромбовидного мозга мальчиков идёт в основном за счёт увеличения параметров продолговатого мозга, а у девочек за счёт размеров мозжечка. Эти данные, несомненно, требуют дальнейшего изучения не только с точки зрения анатомии, но и нейрофизиологии.
Уже имеются исследования о гендерной разности метаболизма мозжечка. Появляется все больше свидетельств того, что в дополнение к участию в координации движений мозжечок участвует в эмоциональном и когнитивном поведении, включая речь. Следовательно, можно было бы строить предположения, что гендерные различия в языке и координации движений могут частично объясняться гендерными различиями в мозжечковой активности.
Заключение
Таким образом, в качестве общей закономерности можно констатировать наличие гендерных различий в размерах ромбовидного мозга у детей периода раннего детства: у мальчиков рост ромбовидного мозга идёт в основном за счёт увеличения параметров продолговатого мозга, а у девочек за счёт размеров мозжечка.
Представленная работа, несомненно, имеет важное значение для рентген-диагностики головного мозга. Ограничением изучения стал небольшой размер исследованной выборки. Планируется продолжение работы с привлечением большего количества исходного материала для формирования окончательных выводов.
Источник: ДИНАМИКА ЭНЦЕФАЛОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РОМБОВИДНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА
Байбаков С.Е., Бахарева Н.С., Юсупов Т.Р., Чигрин С.В., Бараева Л.М., Авакимян С.Б., Хромов Д.А.
Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 4 (130) ▪ Апрель
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.2
17.08.2023