Нейрокогнитивные расстройства у детей с врождёнными пороками сердца (литературный обзор)
Врожденные пороки сердца являются важной проблемой педиатрии вследствие их высокой распространенности и необходимости ранней хирургической коррекции в связи с значительными нарушениями здоровья и ограничением жизнедеятельности детей. По данным ВОЗ, врожденный порок сердца (ВПС) встречается у 0,7-1,7% новорождённых детей. В некоторых случаях, быстрое прогрессирование стадий течения врождённого порока сердца определяется не только его тяжестью, но также влиянием коморбидных состояний: гипоксически-ишемической энцефалопатии, дефицит питания, дефицитной анемии и др. Знание механизмов развития этих нарушений и возможность своевременного их выявления при помощи современных методов исследования позволяют наиболее рано диагностировать и корригировать развивающиеся патологические состояния. В связи с этим, вопрос изучения клинико-диагностических критериев улучшения оказания своевременной медицинской помощи детям с врождённым пороком сердца раннего возраста остается актуальным и требует научных исследований в данном направлении.
Врождённые пороки сердца являются важной проблемой педиатрии вследствие их высокой распространенности и необходимости ранней хирургической коррекции в связи с значительными нарушениями здоровья и ограничением жизнедеятельности у детей.
По мере того, как все больше детей выживают с ВПС, все более важным становится управление их поведенческими проблемами. Дети с ВПС имеют больше поведенческих проблем по сравнению с детьми без хронических заболеваний.
При ВПС может наблюдаться низкий уровень кислорода и/или аномальный приток крови к мозгу. Операции на сердце, катетеризация и анестезия, необходимые для восстановления порока сердца влияют на деятельность мозга. Дети, рожденные с генетическими синдромами, имеют значительно более высокий риск когнитивных расстройств. Взаимодействия между возбудителями и клетками мозга также важны для развития мозга.
Licht и коллеги в своих исследованиях, обнаружили, что мозг доношенных детей с ВПС был сокращен с мозгом детей без ВПС, рожденных в течение 35 недель. Это две трети размера, который должен быть в 40 недель. Это означает, что дети, рожденные с ВПС, отстают в развитии мозга примерно на месяц и таким образом, отстают от самого начала жизни.
Marino et al в своих исследованиях выяснил, что у детей с более выраженным выявлением ВПС более серьезные когнитивные нарушения. Американская академия педиатрии уточняет факторы, повышающие риск индивидуального развития у ребенка с ВПС. Операция на сердце у детей с цианотическими нарушениями сердца, операция на сердце в новорождённом или грудном возрасте, а также дети с ВПС и сопутствующими заболеваниями, такие как недоношенность и длительная госпитализация, предъявлялись более высокому риску.
У детей с ВПС могут появиться когнитивные нарушения. К ним относятся меньшая продолжительность концентрации внимания, импульсивность и проблемы с привлечением внимания. Исполнительная функция также может быть нарушена. Это навыки, которые позволяют нам следить за временем, строить планы, применять ранее полученную информацию для решения других проблем, анализировать идеи и обращаться за помощью. Поведенческие проблемы у детей можно разделить на экстернализирующее поведение и интернализирующее поведение. Экстернализирующее поведение характеризуется неповиновением, импульсивностью, гиперактивностью, деструктивностью, агрессией и антисоциальными чертами. Об интернализирующем поведении свидетельствуют абстиненция, дисфория и тревога. У мальчиков с ВПС больше проблем с экстернализацией, чем у девочек.
Предоперационная гипоксия, а также пери- и послеоперационная сердечно- сосудистая недостаточность могут привести к интернализации и экстернализации поведенческих проблем в будущем. Дети, перенесшие операцию на открытом сердце в очень раннем возрасте, склонны к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по достижении школьного возраста. Комплексный подход в этой области имеет важное значение, чтобы можно было планировать эффективные ранние вмешательства и рекомендации.
Дети с хроническими соматическими заболеваниями уязвимы для поведенческих проблем. В ходе исследований выявлено больше поведенческих проблем у детей с ВПС. Поведенческие расстройства у детей можно разделить на экстернализирующее поведение и интернализирующее поведение. Экстернализирующее поведение характеризуется неповиновением, импульсивностью, гиперактивностью, деструктивностью, агрессией и антисоциальными чертами. Об интернализирующем поведении свидетельствуют абстиненция, дисфория и тревога.
По данным Рудникович Т.В. (2012) были обследованы 179 детей и подростков с врожденными пороками сердца, нейропсихические нарушения различного уровня диагностированы у 135 (75,4%) детей и подростков, что намного превышает показатели распространенности в популяции. Наиболее часто диагностировались нейропсихические расстройства (60,9%-109 чел.), на втором месте — умственная отсталость (8,4%-15 чел.). Нарушения донозологического уровня диагностированы у 6,1% пациентов (n=11) в виде проявлений минимальной мозговой дисфункции и невротических реакций.
Среди пограничных нейропсихических расстройств наиболее часто (24,1% -43 чел.) диагностировались нарушения познавательной деятельности. На втором месте по частоте выявления стояли поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста, чаще представленные синдромом гиперактивности с нарушением внимания (17,3% — 31 чел.). Несколько реже (10,6% — 19 чел.) отмечались расстройства развития речи и моторной деятельности, а также органические астенические и когнитивные расстройства (8,9%-16 чел.). Выявленные нейропсихические нарушения достоверно чаще встречались у мальчиков, чем у девочек (83,3% и 63,8% соответственно, р<0,01), что подтверждает литературные данные о большей уязвимости лиц мужского пола к патогенным воздействиям.
Исследования показали, что дети с ВПС имеют больше поведенческих и эмоциональных нарушений по сравнению с детьми из общей популяции. Независимо от тяжести заболевания сердца у пациентов с ВПС было больше поведенческих проблем.
Kрамер и соавторы из отделения детской кардиологии Дюссельдорфского университета, Германия, сравнили 128 детей с ВПС и 89 здоровых детей из контрольной группы, и было обнаружено, что у кардиологических пациентов повышено чувство неполноценности и тревоги, а также проблемы с поведением.
В исследовании, проведенном в детской клинике Университетской больницы, Осло, Норвегия и соавт. сообщили, что у детей с ВПС было значительно больше поведенческих проблем, чем у контрольной популяции, а мальчики набрали больше баллов по сравнению с девочками. Fredriksen P.M. et al также обнаружили, что мальчики набрали значительно больше баллов, чем девочки, по общему баллу проблем и экстернализации с большим количеством социальных проблем, проблем с вниманием, делинквентным поведением и агрессивным поведением. Не было обнаружено гендерных различий в отношении оценки интернализации проблем. Эффекта, связанного с различными диагнозами, обнаружено не было.
Ян и другие изучили нейропсихологические и поведенческие состояния тридцати девяти китайских детей с ацианотическим врожденным пороком сердца в возрастной группе от пяти до четырнадцати лет. Они выявили более выраженные поведенческие нарушения у детей с ацианотическим врожденным пороком сердца по сравнению с контрольной группой, сопоставимой по возрасту, уровню образования и социальному классу.
Источник: Нейрокогнитивные расстройства у детей с врождёнными пороками сердца (литературный обзор)
Таирова С. Б., Мухторов А. А., Зиёдуллаева М. С.
Science and Education. 2023. №2.
08.11.2023