Эффективность комплексной реабилитации детей раннего возраста с перинатальной гипоксически-ишемической энцефалопатией

Цель: оценка эффективности комплексной реабилитации детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы в форме гипоксически-ишемической энцефалопатии. Материалы и методы. Под наблюдением находилось 173 шестимесячных ребенка, перенесших гипоксию. Реабилитационный комплекс включал медицинский массаж, гидрокинезиотерапию; миостимуляцию мышц спины, конечностей; метод сухой иммерсии; занятия на тренажере «Гроссо»; эрготерапию; терапию эластичным псевдокипящим слоем; логопедический массаж. Для оценки психомоторного развития детей раннего возраста использовалась шкала Гриффитс. Результаты. Выявлена положительная динамика функциональных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальную гипоксически-ишемическую энцефалопатию, после курсовой реабилитации за счет увеличения активности и качества развития моторных, сенсорных функций, показателя речевого развития и понимания обращенной речи, эмоций и коммуникации, мышления и игровой деятельности. Установлено сокращение отставания психомоторного развития на 1–2 эпикризных срока и снижение риска получения статуса «ребенок-инвалид» к 12 месяцам. Заключение. Доказана эффективность комплексной долгосрочной реабилитации детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы, обусловленная положительной динамикой показателей функциональной деятельности, ускорением сроков формирования навыков жизнеобеспечения и снижения в 3 раза уровня инвалидности.

Под наблюдением находилось 173 ребенка первого года жизни, перенесших перинатальную гипоксически-ишемическую энцефалопатию с угрозой развития детского церебрального паралича, в том числе 94 мальчика (54,3%) и 79 (45,7%) девочек. Дети были разделены на четыре основные группы: в 1-ю группу вошли 50 доношенных детей; 2-ю группу составили 45 детей, рожденных с низкой массой тела; в 3-ю группу вошел 41 пациент с очень низкой массой тела; в 4-ю – 37 детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Диагнозы устанавливались на основании анамнестических данных, жалоб, результатов неврологического осмотра и инструментальных методов обследования. У всех детей проведен анализ анамнестических данных, выполнено общеклиническое и неврологическое обследование. Реабилитационный комплекс назначался ребенку в возрасте 6, 9 и 12 месяцев курсом на 21 день и включал медицинский массаж с элементами гимнастики на мяче (валиках) в течение 30 мин., чередуемый с гидрокинезиотерапией; миостимуляцию мышц спины, конечностей посредством 8-канального компьютерного комплекса «АКорД» по 5–10 мин, через день; метод сухой иммерсии по 20 мин с использованием водно-иммерсионного автоматизированного комплекса «Медсим»; занятия на тренажере «Гроссо» по 15 мин; эрготерапия; терапия эластичным псевдокипящим слоем по 10 мин; сенсорная терапия в комнате «Снузлин» по 20 мин; логопедический массаж 15 мин. Все процедуры назначались по 10 на курс. Симптоматическая медикаментозная терапия (противосудорожные, антиконвульсанты, ноотропы, миорелаксанты) назначалась неврологом по показаниям. Схемы лечения подбирались индивидуально с учетом основных видов ограничений. Контрольную группу составили 82 ребенка, перенесшие перинатальную гипоксически-ишемическую энцефалопатию, но по различным причинам, впервые обратившиеся за помощью в Центр восстановительной медицины и реабилитации в возрасте 12 месяцев. До этого времени дети получали доступную медицинскую реабилитацию по месту жительства, лечение не было комплексным и систематическим. Для определения эффективности комплексной реабилитации был проведен анализ по шкале Гриффитс с оценкой в баллах показателей функциональной деятельности (моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре детей). По каждому из параметров выставлялся соответствующий балл, затем по сумме баллов, относительно нормативных показателей, определялся уровень развития ребенка. «Нормативными уровнями» психомоторного развития по шкале Гриффитс считаются суммы баллов в возрасте 6 месяцев – 75– 80, в 9 месяцев – 110–120, в 12 месяцев – 150–155.

Исходно 1-ю группу составляли дети в возрасте 6 месяцев с отставанием в развитии на один эпикризный срок, уровень психомоторного развития по шкале Гриффитс был снижен, что соответствовало общему баллу 74. У детей 2-й группы уровень развития соответствовал 5 месяцам, с отставанием на два эпикризных срока, общий балл был снижен до 67,1. Развитие детей 3-й группы к 6 месяцам соответствовало 4 месяцам, отставало на два эпикризных срока с нарушением функциональных способностей по всем оцениваемым показателям и общим баллом 60,9. Дети 4-й группы имели самый низкий уровень развития, соответствовавший 4 месяцам с общим баллом 59,2. После трехнедельной реабилитации у детей 1-й группы в возрасте 9 месяцев уровень развития повысился и соответствовал 109,6 по общему баллу и в 78% случаев был приближен к возрасту 9 месяцев. Уровень психомоторного развития детей во 2-й группе соответствовал 8 месяцам и был ниже на 6,4% относительно нормы по количеству баллов. У детей 3-й группы к 6 месяцам уровень развития отставал на два эпикризных срока и общим баллом 92,8. Дети 4-й группы сохраняли низкий общий балл 87,0 по уровню развития и достигли по возрасту лишь 7 месяцев. По достижении возраста 12 месяцев 89% детей 1-й группы достигли нормального уровня развития по всем основным видам функционального состояния и 150,5 общего балла. У 84,7% детей 2-й группы уровень психомоторного развития соответствовал 135,1 балла. У детей 3-й группы сохранялось снижение развития на два эпикризных срока и общего балла на 17,7%. В 4-й группе сумма баллов соответствовала 122, сохранялась задержка развития на 2,5–3 этапных эпикриза. В возрасте одного года проведена сравнительная оценка функционального развития детей основных групп наблюдения, получивших три трехнедельных курса комплексной реабилитации и контрольной группы по основным системным нарушениям. Было установлено, что у детей основной группы показатель развития моторных функций в сравнении с контрольной группой был выше на 29,21%, сенсорных – на 20,31%, показатель речевого развития и понимания обращенной речи – на 33,16%, эмоций и коммуникации – на 13,17%, мышления и игровой деятельности – на 28,97% соответственно. Средний показатель функционального развития детей основной группы на 24,97% превалировал над аналогичным показателем в контрольной группе. В результате проведенной оценки статуса «ребенок-инвалид» в возрасте 12 месяцев таковой приобрели 29 детей основной группы и 42 ребенка контрольной группы.

Осмоловский Д.С., Осмоловский С.В., Овчинников А.В., Переломова О.В. Эффективность комплексной реабилитации детей раннего возраста с перинатальной гипоксически-ишемической энцефалопатией. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023;4:52–56. doi: 10.34215/1609-1175-2023-4-52-56 

27.03.2024