Дети с инвалидностью в период пандемии COVID-19: медико-социальное сравнительное исследование. Педиатрическая фармакология

Обоснование. Пандемия COVID-19 — это глобальный вызов государствам и системам здравоохранения. Пандемия и ее последствия могут оказывать разрушительное влияние на здоровье и развитие детей, в особенности находящихся в уязвимом положении — детей с инвалидностью.

Цель исследования — медико-социальная оценка влияния пандемии COVID-19 и ее последствий на семьи с детьми с инвалидностью.

Методы. Методом поперечных срезов проводилось описательное исследование с использованием платформы Google forms. Опрашивались две группы родителей детей в возрасте 0–17 лет — с инвалидностью (группа 1) и без инвалидности (группа 2), обращающихся в медицинскую организацию с целью профилактических осмотров. В исследовании изучалось мнение родителей о воздействии пандемии на здоровье, благополучие, образование и образ жизни детей.

Результаты и обсуждение. Всего было получено 175 электронных анкет. В анкетировании участвовали родители из 46 регионов России. Значительное большинство респондентов составляли женщины — 172 человека (98%), мужчин было 3 (2%). Среди опрошенных больше половины — жители мегаполиса. Проведенное исследование показало, что пандемия COVID-19 оказала негативное воздействие на здоровье и образование детей и на образ жизни и благополучие семей в целом. Было выявлено, что материальное положение многих семей, принявших участие в исследовании, ухудшилось, что повлияло на условия жизни детей. Во время пандемии COVID-19 перестраивалась система здравоохранения с учетом новых задач по противодействию опасной инфекции, что отразилось в изменениях в предоставлении медицинской помощи детям, и в некоторых случаях это приводило к ухудшению их здоровья. Значительное число родителей, участвовавших в исследовании, считают, что изменения в организации оказания медицинской помощи во время пандемии негативно сказались на здоровье их ребенка. Среди основных проблем здравоохранения родители выделяют отсрочки и отмены медицинских консультаций, трудности с получением неотложной помощи и проблемы с лекарственным обеспечением. В исследовании показано, что семьи с детьми-инвалидами пострадали от пандемии COVID-19 в большей степени по сравнению с семьями, воспитывающими детей без хронических нарушений здоровья. Если ухудшение финансового положения почти в равной степени выявлено в обеих группах, то проблемы, связанные с медицинским обслуживанием и образованием, оказывают более заметное влияние на семьи, где есть ребенок с инвалидностью. Полученные результаты необходимо учитывать в периоды новых вызовов при разработке мер государственной поддержки семей с детьми, особенно с детьми-инвалидами. При этом важно уделять первостепенное внимание организации медицинской помощи детям (непрерывность плановой медицинской помощи детскому населению и реабилитационных мероприятий) и образовательных услуг (обеспечение возможностей обучения ребенка онлайн, с учетом индивидуальных особенностей).

Заключение. Пандемия COVID-19 и ее последствия оказали негативное воздействие на уровень и качество жизни людей, особенно семей с детьми. Пандемия во многом неблагоприятно отразилась на здоровье и развитии детей, в особенности детей с инвалидностью. Проведенное исследование показало снижение материального положения семей, проблемы с получением детьми медицинской помощи, сложности в образовании, особенно в отношении специализированных педагогических занятий с детьми-инвалидами, во время пандемии. По данным исследования для предотвращения негативного воздействия пандемии предложены оказание не только финансовой поддержки семей, но и сохранение доступа к образовательному процессу с обеспечением требующихся устройств, а также возможности получения медицинской помощи детьми, особенно детьми-инвалидами, включая плановую.

Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., Кайтукова Е.В., Устинова Н.В., Алексеева А.А., Каркашадзе Г.А., Беляева И.А., Левина Ю.Г., Вашакмадзе Н.Д., Федосеенко М.В., Ревуненков Г.В., Мамедьяров А.М., Сурков А.Н., Зеленкова И.В., Слипка М.И., Пашков А.В., Гордеева О.Б., Горбунова Е.А., Садиллоева С.Х., Каталкина К.С. Дети с инвалидностью в период пандемии COVID-19: медико-социальное сравнительное исследование. Педиатрическая фармакология. 2024;21(1):32-40.

03.06.2024