Абилитационная помощь детям раннего возраста с церебральным параличом
На современном этапе развития общества наблюдается тенденция увеличения числа детей с церебральным параличом и с инвалидностью вследствие данного тяжёлого заболевания нервной системы.
Отличительной особенностью ДЦП является наличие сложных комплексных нарушений в двигательной, речевой, психической и социальной сферах, которые сопровождаются сопутствующими. Сложность формирования у детей с ДЦП двигательных умений и навыков напрямую связана с особенностями их моторного развития.
Снижение уровня инвалидности детей с диагнозом ДЦП возможно благодаря внедрению в практику системы абилитационной помощи, направленной на своевременную систематическую лечебно-педагогическую работу с детьми данной категории.
Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема разработки и внедрения в практику системы абилитационной помощи детям с ДЦП, которая способствует компенсации нарушений развития и социальной адаптации таких детей, начиная с раннего возраста.
Целью экспериментальной работы авторов являлось изучение уровня развития детей в различных сферах (двигательной, речевой, психической и социальной). Обследование было направлено на выявление актуального уровня развития ребенка и зоны его ближайшего развития.
Материалы и методы исследования
В обследовании приняли участие 20 детей 2–3 лет с различными формами ДЦП: со спастической диплегией (90 %), с гемипаретической формой (10 %). По результатам диагностики дети были разделены на четыре группы в соответствии с уровнем их развития: низкий (7 детей – 35 %), средний (10 детей – 50 %), выше среднего (3 детей – 15 %). Высокий уровень среди детей не был выявлен.
В ходе диагностического исследования выявлены дети преимущественно со средним и низким уровнями развития, у которых формирование по основным линиям развития (двигательной, речевой, психической и социальной) запаздывает по качеству и по времени возникновения; отношения с взрослыми и сверстниками примитивны и соответствуют более раннему этапу развития, отмечается фрагментарность, неполнота содержания и способов взаимодействия с окружающими людьми. Данные диагностики послужили основой для разработки программы абилитационной помощи детям с церебральным параличом.
На деятельностном этапе экспериментальной работы была разработана и реализована программа абилитационной помощи детям раннего возраста с ДЦП на основе дифференцированного подхода, направленная на компенсацию имеющихся нарушений у детей и их социальную адаптацию.
Абилитационная помощь детям с ДЦП основана на следующих принципах: раннее начало абилитационных мероприятий с опорой на сохранные функции; учет индивидуального уровня развития ребенка, без учета возраста; обязательный учёт взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике развития ребенка, а также учет его психофизического состояния; регулярное проведение лечебных мероприятий, направленных на развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора; абилитация организуется в рамках ведущей деятельности, предполагает сочетание различных видов и форм помощи, а также обязательное вовлечение родителей в абилитационный процесс.
Результаты исследования
Результаты экспериментальной работы показали, что эффективность абилитационной помощи детям с ДЦП достигается при соблюдении ряда условий: целенаправленность и пролонгированность процесса абилитации, применение индивидуального подхода, использование современных методов абилитационной помощи, направленной на максимальную компенсацию нарушений и социальную адаптацию детей.
Помощь детям с ДЦП будет наиболее эффективной благодаря вовлечению родителей в абилитационный процесс. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ДЦП, включает различные формы работы с семьей: беседы, лекции, индивидуальные консультации, родительские собрания, мастер-классы, семинары.
Основной целью работы с родителями является формирование представлений об эффективных приемах коррекционной и логопедической работы с детьми данной категории; моделирование и разрешение педагогических ситуаций, связанных с познавательным, речевым и социальным развитием детей с ДЦП, консультативная помощь семье в выборе стратегии воспитания и способов взаимодействия с «особым» ребенком.
Активное участие родителей в процессе абилитации детей является важным условием его эффективности. Достичь положительной динамики в развитии детей с ДЦП возможно, благодаря активной психолого-педагогической поддержке и сопровождению членов семьи, формированию у них положительной установки по отношению к ребенку и оказанию ему систематической абилитационной помощи.
Таким образом, результативность процесса абилитации напрямую связана с индивидуальными особенностями детей раннего возраста с ДЦП, применением дифференцированного подхода к каждому ребёнку на основании его ведущего нарушения и вторичных отклонений. Своевременная абилитационная помощь помогает предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии детей данной категории, тем самым, облегчая их интеграцию в образовательную среду и социум.
Источник: Абилитационная помощь детям раннего возраста с церебральным параличом / Н. С. Алпатова, Ю. Ю. Березина, И. Д. Костюков // Социосфера. – 2024. – № 1. – С. 65-71.
17.06.2024