Эффективность методики проведения занятий тренажерно-игровых комплексов и тренажерных устройств в реабилитации детей с ДЦП

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. При ДЦП наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными.

 Комплексная терапия с использованием тренажеров позволяет улучшать качество жизни больных ДЦП. В результате применения методики у детей с ограниченными возможностями увеличивается подвижность в суставах; снижается патологический тонус мышц; приобретаются навыки прямостояния.

Описание исследования:

Исследование проводилось с ноября 2023 по декабрь 2023 года. В исследовании принимали участие дети с заболеванием ДЦП в возрасте 8-17 лет. Экспериментальная группа состояла из 20 человек. Экспериментальная группа занималась по курсу реабилитационной программы, в которую входили тренажерно-игровые комплексы.

По результатам исследования были выявлены достоверные различия между началом и окончанием эксперимента в экспериментальной группе по показателям пробы Руфье. Двигательные возможности исследуемых детей экспериментальной группы оценивались с помощью международной шкалы оценки двигательных навыков — GMFM-88 (GrossMotor Function Measure), которая позволяет провести оценку общей двигательной функции. Шкала GMFM-88 поделена на 5 блоков и включает 88 оценочных действий. Каждый блок устанавливает действия и положения, в которых ребенок будет выполнять данные задания для оценки его двигательных возможностей.

Анализируя комплексный прирост двигательных показателей по всей шкале GMFM-88, авторы выявили   достоверный прирост у детей экспериментальной группы по блокам Е и D (p˂0.01), в которых так же наблюдается большой прирост показателей. Таким образом, итоговые показатели достоверно улучшились по всей шкале в экспериментальной группе на 2.5 % (p˂0.01).

Выводы:

Сравнение эффективности применения тренажерно-игровых комплексов и тренажерных устройств в экспериментальной группе до и после начала эксперимента, позволяет утверждать, что методика положительно влияет на процесс физической реабилитации, расширяет возможности детей с детским церебральным параличом, помогает им выполнять разнообразные упражнения, которые в обычных условиях они выполнить не способны, либо выполнение этих движений требует от них значительных усилий.

Источник: Тачилина А.С., Корнев А.В // Эффективность методики проведения занятий тренажерно-игровых комплексов и тренажерных устройств в реабилитации детей с ДЦП //  Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 1 (70) Том 2. январь 2024 г.

 

10.07.2024