Стратегия использования метода «определение речевых нарушений у детей 4-7 лет с аутизмом» в специализированной медицинской помощи

Речевые нарушения у детей с аутизмом имеют большое разнообразие клинических проявлений, что создает большие трудности при выборе как конкретных методик для их диагностики, так и общей стратегии специализированной медицинской помощи в дальнейшем. Объективизация речевого симптомокомплекса с помощью научно-обоснованного диагностического метода «Определение речевых нарушений у детей 4-7 лет с аутизмом» дает возможность построения речевого профиля ребенка, что способствует спецификации принципов его коррекции. Целесообразность использования метода обосновывается по результатам анализа диагностической эффективности с позиций доказательной медицины.

Цель исследования была направлена на объективизацию речевых нарушений у детей 4-7 лет с аутизмом, что позволило определить условия дифференцированного подхода к их коррекции и разработать рекомендации по выбору ориентиров процесса восстановления речевой функции.

Материалы и методы.

Проведено обсервационное, одномоментное поперечное исследование с формированием выборки методом направленного отбора.

В исследовании приняли участие 259 детей с детским аутизмом обоего пола в возрасте 4-7 лет, имеющие в клинической картине заболевания речевые нарушения и обратившиеся за медицинской помощью в РНПЦ психического здоровья, РНПЦ оториноларингологии в течение 2014-2020 лет. Из них, пациенты 4-5 лет составили 117 человека, 6-7 лет 142 – человека. Объективизация речевых нарушений осуществлялась с помощью стандартизированного метода «Определение речевых нарушений у детей 4-7 лет с аутизмом». С помощью метода в обеих возрастных группах была определена структура речевых нарушений, после чего были составлены речевые профили в каждой возрастной группе.

По результатам исследования оказалось, что такие параметры, как способность к диалогу (4–5 лет — М=2,58; 6–7 лет — М=2,60), способность к пересказу (4–5 лет — М=2,79; 6–7 лет — М=2,76), способность эмоциональной выразительности речи (4–5 лет — М=2,58; 6–7 лет — М=2,50), звукопроизношение (4–5 лет — М=2,50; 6–7 лет — М=2,45), составляют ядро речевого дефекта у пациентов с аутизмом в обеих возрастных группах (выраженность речевых параметров оказалась статистически значимо выше, чем средняя величина речевых нарушений в этом возрасте в целом: группа 4–5 лет – М=2,35, группа 6–7 лет – М=2,31.

В рамках данного исследования были разработаны рекомендации по выбору ориентиров процесса восстановления речевой функции на основе существующих научно-практических наработок в данной области.

Выводы. Таким образом, с помощью метода «Определение речевых нарушений у детей 4-7 лет с аутизмом» исследована структура речевого симптомокомплекса в двух возрастных группах детей с аутизмом: 4-5 лет и 6-7 лет.  На основании полученных данных об особенностях структуры речевого профиля у детей с аутизмом 4-7 лет в каждом конкретном случае и речевого симптомокомплекса в целом (ядра речевого дефекта) определены условия дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.  

Источник: Стратегия использования метода «определение речевых нарушений у детей 4-7 лет с аутизмом» в специализированной медицинской помощи. С.А. Гребень // «Вопросы психического здоровья детей и подростков» №1 , 2024(24).

23.12.2024