Влияние интерактивного физкультурного комплекса на реабилитацию детей с задержкой психического развития

Актуальным вопросом на сегодняшний день является увеличение числа детей с задержкой психического развития. Статистика последних пяти лет свидетельствует, что более 20 % детей рождается с поражениями центральной нервной системы. Перинатальная патология приводит к задержке психического и моторного развития и впоследствии способствует возникновению риска неуспеваемости детей в школе, дезадаптации и социальной девиации. Для комплексного решения проблемы следует правильно подбирать методы реабилитации, направленные на улучшение психических функций, развитие физических качеств и формирование моторных навыков.

Цель исследования — изучить эффективность интерактивного физкультурного комплекса в процессе реабилитации детей с задержкой психического развития.

Полученные результаты, позволили выявить эффективность применения немедикаментозного метода реабилитации — интерактивного физкультурного комплекса на развитие когнитивных функций и физических качеств детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Материалы и методы.

Исследование проводили в восстановительном периоде реабилитации на базе Муниципального бюджетного учреждения «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района города Челябинска» в период с 01.04.2024 по 15.05.2024. В исследовании приняло участие 20 человек (15 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. У пациентов была задержка психического развития соматогенного и конституционного происхождения. Исследование проводили на основании добровольного письменного согласия родителей обследуемых и согласия детей.

В ходе исследования сформировали две группы: основную (n=10) и контрольную (n=10). Контрольная группа проходила реабилитационные мероприятия: занятия в сенсорной комнате 1 раз в неделю по 40 минут, занятия лечебной физической культурой 2 раза в неделю по 30 минут, занятия с логопедом 1 раз в неделю по 30 минут, занятия с применением аудиовизуального комплекса в кабинете психологической разгрузки 1 раз в неделю по 45 минут, занятия с психологом 1 раз в неделю по 30 минут, занятия в тренировочной квартире 1 раз в неделю по 30 минут. Основной группе был предложен такой же перечень мероприятий и в дополнение 3 раза в неделю по 40 минут дети занимались на интерактивном физкультурном комплексе (ИФК).

Для выявления уровня логического мышления использовали методику «Исключение лишнего», ловкость движений оценивали тестом «Дартс», коммуникативную деятельность выявляли с помощью анкеты для родителей по методике Макарчук А.В., Гориновой Е.В., крупную моторику рук оценивали функциональным двигательным тестом, мелкую моторику рук — методикой Гризик Т.И., Тимощук Л.Ф.

При исследовании логического мышления у детей после курса реабилитации выявили увеличение средних значений показателя в основной группе, в контрольной группе не было изменений.

Результаты теста на оценку ловкости движений показали, что после реабилитации средние значения показателя повысились только в основной группе, где применяли интерактивный комплекс. При оценке коммуникативной деятельности выявили, что при сравнении групп не было найдено изменений в средних значениях показателя, однако уровень социального взаимодействия в основной группе перешел со «среднего» на «высокий» по балльной шкале, в контрольной группе уровень остался прежним.

При оценивании крупной моторики рук выявили, что после реабилитации в основной группе, в которой применяли интерактивный физкультурный комплекс, средние значения показателя повысились и стали соответствовать оценке «хорошо», в группе контроля показатель не изменился — оценка «удовлетворительно».

При исследовании мелкой моторики выявили увеличение средних значений в основной группе: с уровня «плохое развитие» на уровень «недостаточно хорошее развитие», в группе контроля не было изменений.

Таким образом, интерактивный физкультурный комплекс повышает показатели: логического мышления, ловкости движений, крупной и мелкой моторики рук и способствует улучшению уровня коммуникативной деятельности.

Источник:

Колупаева, И. Л. Влияние интерактивного физкультурного комплекса на реабилитацию детей с задержкой психического развития / И. Л. Колупаева, И. С. Калих // Вестник «Биомедицина и социология». – 2024. – Т. 9, № 3. – С. 44-51. – DOI 10.26787/nydha-2618-8783-2024-9-3-44-51. – EDN UNXBRA.

 

15.01.2025