Гастроинтестинальные факторы риска развития анемии у детей с целиакией

Целиакия — аутоиммунное заболевание, в активную фазу которого наблюдается хроническое воспаление слизистой оболочки тонкой кишки. Цитокины и белки играют важную роль в патогенезе анемии хронического заболевания. Изменения в метаболизме железа через молекулы гепсидина и ферритина могут способствовать развитию как железодефицитной анемии (ЖДА), так и анемии хронического воспаления дополнительно.

В ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России было проведено исследование с целью оценки гастроинтестинальных факторов риска анемии у детей.

Обследовано 176 пациентов в возрасте с 3 до 16 лет. 1 группа — 58 детей с впервые выявленной целиакией, не соблюдающих БГД; 2 группа — 49 больных целиакией, находящихся на БГД; 3 группа — 69 детей с хроническим гастритом без целиакии.

 Все пациенты обследовались по единому протоколу, им проводился анализ клинико-анамнестических данных, учитывалось наличие положительных специфических антител к деамидированным пептидам глиадина IgG, IgA, к тканевой трансглутаминазе-2 IgG, IgA. Было выполнено HLA-генотипирование для обнаружения ассоциированных с целиакией DQ2 и DQ8 генов. Всем пациентам проводилось морфометрическое исследование слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки (СОДПК).

Биоптаты слизистой оболочки фундального и антрального отделов желудка получены при эзофагогастродуоденоскопии. Эндоскопическая и гистологическая оценка слизистой оболочки желудка осуществлялась по Сиднейской системе. Определение уровня гемоглобина (г/л), эритроцитов (1012л), показателей MCV (средний корпускулярный объем, фл.), MCH (количество гемоглобина в эритроците, ед.), MCHC (средняя концентрация гемоглобина в эритроците, пг) входило в общеклиническое обследование. Антитела (IgG) к внутреннему фактору Кастла определяли в плазме крови методом иммуноферметного анализа (ИФА, ELISA) на стандартном фотометре у 140 детей.

Анемия в группе 1 была диагностирована в 18,9 случаев, в группе 2 наблюдалась в 2,0 % и не встречалась в группе 3 — 0,0 % (p1,2 = 0,017; p1,3 = 0,001; p2,3 = 0,261). Среди больных анемией наблюдалась гипохромная, микроцитарная анемия, преимущественно легкой степени тяжести, со средним уровнем гемоглобина 97,88 ± 8,6 г/л. Только у одного больного в группе 1 была анемия средней степени тяжести с уровнем гемоглобина 74 г/л.

Средний уровень гемоглобина был наиболее низким в группе 1 со статистически значимыми различиями по сравнению с группами 2 и 3 и наибольшим в группе 3 со статистически значимой разницей по отношению к группам 1 и 2.

Среднее содержание эритроцитов значимо отличалось во всех группах и было более низким в группе 1 со статистически значимой разницей по отношению к группам 2 и 3.

Средний уровень MCV, MCH эритроцитов не различался статистически значимо, MCHC отличался для групп 1 и 3: 32,51 ± 0,44 ед. в группе 1, 33,31 ± 0,57 пг в группе 2, 33,56 ± 0,53 пг в группе 3 (p1,2 = 0,051; p1,3 = 0,007; p2,3 = 0,6).

Корреляционный анализ уровня гемоглобина и морфологических показателей СОДПК среди исследуемых больных выявил обратную умеренную корреляционную связь уровня гемоглобина со степенью атрофии СОДПК по Marsh, глубиной крипт, и умеренную прямую корреляционную связь с отношением ворсина: крипта СОДПК и с высотой ворсин СОДПК.

При анализе линейной корреляционной связи между уровнем гемоглобина и показателями слизистой оболочки желудка выявлена умеренная прямая связь между уровнем гемоглобина и количеством париетальных клеток в слизистой оболочке дна желудка.

При анализе линейной корреляционной связи между уровнем гемоглобина и показателями пептической функции желудка в группах статистически значимой связи не получено. Получена значительная обратная корреляционная связь между уровнем гемоглобина и уровнем антител к фактору Кастла в группе 1.

При анализе всех групп вместе выявлена слабая прямая статистически значимая корреляционная связь уровня гемоглобина и пепсиногена I и слабая отрицательная обратная статистически значимая связь с уровнем антител к фактору Кастла.

При этом средний уровень антител к фактору Кастла в группах статистически не отличался. Частота выявления хеликобактериоза гистологически была одинакова во всех изучаемых группах: в группе 1 — 63,8 %, в группе 2 — 53,1 %, в группе 3 — 68,1 (p1,2 = 0,387; p1,3 = 0,954; p2,3 = 0,420).

В данном исследовании распространенность анемии среди детей, не получающих БГД, составила 18,9 % и была значительно выше как в сравнении с детьми с целиакией, получающими БГД не менее года, так и с контрольной группой. Полученные данные подтверждают значение мальабсорбции в развитии анемии.

Несмотря на то, что целиакия является системным аутоиммунным заболеванием, частота АИГ в исследовании не превышала контрольную группу.

Среди пациентов с впервые выявленной целиакией была обнаружена статистически значимая обратная корреляционная взаимосвязь уровня антипариетальных антител с уровнем гемоглобина, который показал прямую корреляционную зависимость с количеством париетальных клеток. Таким образом, возможной причиной анемии у детей с целиакией может являться АГ как дополнительный фактор риска.

Источник: Гастроинтестинальные факторы риска развития анемии у детей с целиакией  Шаповалова Н.С., Новикова В.П., Ревнова М.О., Гурина О.П., Дементьева Е.А., Кликунова К.A. https://pediatr.gpmu.org/2019/  2019 г., 5 выпуск

Метки:

20.02.2020