Немедикаментозная коррекция нейродинамических и регуляторных нарушений у детей с последствиями гипоксически-ишемического поражения ЦНС

Нейродинамические и регуляторные нарушения — это модально-неспецифические расстройства, связанные с дисфункцией подкорковых и корковых отделов головного мозга. В норме процесс внимания базируется на безусловно-рефлекторных ориентировочно-исследовательских реакциях психики и обусловлен двумя факторами — интенсивностью раздражителя и собственной психической активностью.

Одним из немедикаментозных методов воздействия на пациента является адаптивное электроэнцефалографическое биоуправление на основе биологической обратной связи (БОС), считается, что оно позволяет изменять биоэлектрическую активность головного мозга, способствуя коррекции его функционального состояния.

Специалисты ФГБУ «РНИИАП» Минздрава России провели исследование с целью определения эффективности ЭЭГ-БОС-тренинга по β-ритму для коррекции произвольного внимания у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза.

На базе НИИАП ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ были обследованы 120 детей в возрасте от 6 до 8 лет. В числе обследованных выделены три группы детей:

  • с церебрастеничеcким синдромом — 30 (25 %);
  • с синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) — 58 (48,3 %);
  • с детским церебральным параличом (ДЦП), спастической диплегией — 32 (26,7 %).

Все пациенты регулярно наблюдались неврологом 1 раз в 3 – 6 месяцев и 2 раза в год получали нейропротективные, вазоактивные и метаболические средства в сочетании с физиотерапией, ЛФК и лечебным массажем, психо-логопедической коррекцией. Обязательным исследованием перед началом БОС-терапии и после его проведения была психодиагностическая оценка функций произвольного внимания по шкале Тулуз-Пьерона, которая позволяет измерить показатели объема, концентрации и устойчивости внимания.

Перед началом лечения по схеме «10 – 20» регистрировалось ЭЭГ в лобных, височных, центральных отведениях в течение 30 мин. с проведением сравнительной характеристики выявленных нарушений ЭЭГ между группами.

ЭЭГ-БОС-тренинг по коррекции β-ритма проводился 15 сеансов длительностью 20 – 30 минут ежедневно. Данная методика предполагает индивидуализированный подход и возможность изменения протокола при повышенной утомляемости ребенка во время сеанса.

На основании психо-диагностической оценки функции произвольного внимания установлено, что дети I группы с церебрастеническим синдромом, характеризовались удовлетворительным интеллектуальным и речевым развитием, на фоне которого преобладали симптомы повышенной общей утомляемости, истощаемости психических процессов в ходе познавательной деятельности, сонливость, головокружение на фоне утомления. В эмоционально-волевой сфере преобладала эмоциональная лабильность, раздражительность, периодически слезливость. Мотивационный компонент деятельности в I группе характеризовался относительной сохранностью.

Особенностью детей II группы с СДВГопределена неоднозначность клинических проявлений, в связи с чем, согласно DSM4, они были разделены на три подгруппы:

Подгруппа 2А (17 %) — дети с дефицитом внимания без гипердинамических нарушений и относительной сохранностью эмоционально-волевой и поведенческой сферы при незначительных нарушениях регуляторных функций.

Подгруппа 2В (10,4 %) – дети с гипердинамическими нарушениями без дефицита внимания, у которых на первый план выходили нарушения поведения: неусидчивость, импульсивность, трудности контроля за своими действиями, неорганизованность.

Подгруппа 2С (72,6 %) — дети со смешанным характером нарушений, проявлявшихся преобладанием двигательной расторможенности, неорганизованности, большим числом ошибок в работе, аффективной неустойчивостью, вспыльчивостью, конфликтностью, снижением толерантности к фрустрации, отсутствием мотивации к достижению результата.

У детей III группы с  ДЦП, спастической диплегией (26,7 %) на фоне удовлетворительных интеллектуальных и речевых функций имели место нейродинамические нарушения по инертному типу, характеризовавшиеся общей медлительностью, низкой скоростью работы и переключаемостью, длительным периодом врабатываемости в задание с последующими паузами активного внимания.

По результатом ЭЭГ исследований, проведенных до начала БОС–терапии, авторы выявили отличительные особенности нарушений на ЭЭГ в обследованных группах.

 В I группе у 56,7 % детей выявлена относительная сохранность корковой биоритмики, только в 20,0 % имели место регуляторные нарушения, равнозначны были случаи задержки формирования основного ритма и патологических феноменов в виде  доброкачественных эпилептиформных разрядов детства  (ДЭРД). В единичных случаях определялось регионарное замедление ритма (3,3 %).

Во II группе дети с относительной сохранностью корковой биоритмики преобладали регуляторные нарушения (50,0 %) и задержка формирования основного ритма (39,6 %). Были  характерны признаки незрелости фронто-таламических структур и дефицита неспецифической активности со стороны ретикулярной формации ствола. Отмечены более низкие значения внутриполушарных когерентных связей в лобно-центральных и лобно-височных парах и более высокие значения центролатеральных и теменно-затылочных парах без полушарного преобладания.

В III группе у всех детей отмечалась задержка формирования основного ритма с наслоением более чем у половины (56,2 %) патологических феноменов (ДЭРД) и/или регионарных замедлений ритма (40,6 %), в отдельных наблюдениях — регуляторных нарушений (16,0%).

Оценка ЭЭГ после проведения БОС-терапии выявила относительное снижение мощности тета-активности и увеличение мощности низкочастотной бета-активности, наиболее отчетливо в I группе и с наименьшей выраженностью во II и III группах.

С целью клинической оценки эффективности применения ЭЭГ-БОС-тренинга повторно диагностировались функции внимания. У детей I группы после проведенного ЭЭГ-БОС-тренинга выявлены достоверные улучшения нейродинамических функций при сниженном объеме внимания (p = 0,0479) и сниженной устойчивости внимания (p = 0,0402), что свидетельствовало об относительной сохранности нейрофизиологических процессов и существенном компенсаторном потенциале.

Следует отметить, что результаты исследования функций произвольного внимания детей в группе СДВГ напрямую зависели от сохранности их эмоционально-волевой регуляции поведения. У детей с выраженными поведенческими и аффективно-волевыми нарушениями было существенно затруднено усвоение инструкции проведения тренинга, отмечалась неустойчивость мотивации к занятию, что в конечном итоге снижало коррекционные возможности тренинга.

Выявлена эффективность применяемого метода ЭЭГ БОС тренинга (р = 0,0090) на основании статистического анализа с использованием критерия значимости для сравнения двух пропорций. При смешанных типах нарушения внимания у детей II группы определена высокая степень достоверности (p = 0,0091). В III группе преобладали дети со снижением объема и устойчивости внимания, достоверные отличия получены только в общей группе обследованных с изолированными нарушениями внимания (р = 0,0123).

Таким образом, активация корковых процессов, повышение уровня внимания, памяти и когнитивных возможностей психики при включении ЭЭГ-БОС-тренинга в комплексную терапию зависят от нозологической формы неврологической патологии, определяющей характер и степень выраженности поражений центральной нервной системы у детей, что требует переосмысливания терапевтических комплексных методов коррекции и выбора персонифицированных протоколов БОС-тренинга с учетом данных о различных типах метаболических и нейрофизиологических отклонений в работе головного мозга у детей с разными нозологическими формами неврологической патологии.

Источник: «Немедикаментозная коррекция нейродинамических и регуляторных нарушений у детей с последствиями гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы»  С.Б. Бережанская, Н.Н. Вострых, А.Н. Голота, Д.И. Созаева, М.Ю.Крыночкина, И.Г. Логинова

https://www.medicalherald.ru/jour/article/view/1041/553  Том 11, № 1 (2020) 

Метки:

31.03.2020