Особенности деятельности стресс-реализующих систем детей младшего школьного возраста

Анализ деятельности стресс-реализующих систем в период младшего школьного возраста является важнейшим направлением современной медицины и физиологии. Отклонения в работе этих систем свидетельствуют об индивидуальной адаптационной перестройке в организме детей при изменяющихся внешних и внутренних факторах, сопровождающих рост и развитие ребенка. В препубертатный период отмечается интенсивный скачок в морфофункциональном развитии с напряжением адаптационных процессов в организме ребенка. На протяжении последних лет предиктором вегетативных изменений функционального состояния организма и его реакций на различные нагрузки все чаще используется метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР).

Специалисты БУЗ Сомовский санаторий для детей провели  исследование с целью выявления возрастных и гендерных особенностей становления вегетативной регуляции сердечно-сосудистой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы у детей в возрасте 7-10 лет.

В ходе работы авторами обследовано 322 относительно здоровых детей в возрасте 7-10 лет. Критерием исключения из исследования служило наличие клинических признаков острой респираторной вирусной инфекции, хронические заболевания в стадии обострения, все болезни крови в острой стадии и стадии обострения, кахексия любого происхождения, фаза обострения основного или сопутствующего заболевания.

Авторами были проанализированы показатели вариабельности сердечного ритма для выявления особенностей вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Регистрацию проводили с помощью устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 – «ПСИХОФИЗИОЛОГ»: регистрировали сигнал электрокардиограммы (ЭКГ) в I-м отведении. Стандартное время регистрации составляло 5 минут.

Оценивались: амплитуда моды (АМо, %), вариационный размах (ВР, с), индекс напряжения регуляторных систем (ИН, у.е.), общая мощность волн (ТF, мс²), мощность волн высокой частоты (НF, мс2 ), мощность волн низкой частоты (LF, мс2 ), мощность волн очень низкой частоты (VLF, мс2 ), нормализованный индекс мощности волн высокой частоты (НF norm n.u.), нормализованный индекс мощности волн низкой частоты (LF norm n.u.) вагосимпатический индекс (LF/HF, у.е.).

Для определения уровня кортизола в ротовой жидкости у детей авторами был использован метод иммуноферментного анализа (ИФА) с помощью вертикального фотометра с использованием наборов реагентов. Для проведения анализа собрано 4-5 мл ротовой жидкости без стимуляции с помощью слюносборников в чистую подписанную пробирку после пробуждения перед едой, питьем и чисткой зубов. Образцы хранили во время транспортировки при температуре 4°С не более 24 часов.

Авторами установлено, что существуют достоверно значимые отличия показателей спектральных характеристик ритма сердца. У детей в возрасте 7 лет VLF (1930,19±230,44), LF norm (57,20±1,97) и LF/HF (1,98±0,22) ниже, чем у 9 летних VLF (2700,77±598,08), LF norm (64,74±1,58) и LF/HF (2,55±0,23), а HF norm (42,80±1,97) в 7 лет был ниже, чем HF norm (35,26±1,58) в 9 лет.

При анализе уровня кортизола в ротовой жидкости установлено, что в возрасте 9 лет содержание кортизола (12,30±0,56) было достоверно выше, чем в 7 лет (11,25±0,48), р=0,028. В возрасте 10 лет уровень кортизола (10,62±0,50) был ниже, чем у детей 7 лет (11,25±0,48), р=0,025. В данном случае мы наблюдали активацию стресс-реализующих систем, это проявлялось в увеличении симпатических влияний на организм ребенка и увеличение уровня кортизола в ротовой жидкости от 7 к 9 годам. Стоит отметить, что у детей младшего школьного возраста происходит разнонаправленное изменение показателей ВСР. Это может быть связано с тем, происходит гормональная перестройка организма в препубертатный период и если симпато-адреналовая система срабатывает недостаточно эффективно, то будет включаться гипоталамо-кортикальная система за счет увеличения секреции АКТГ, который через кору надпочечников будет усиливать выделение глюкокортикоидов.

Анализируя параметры ВСР в зависимости от пола специалисты отметили, что у мальчиков LF norm (61.58±1.32) и LF/HF (2.45±0.18) были выше, чем у девочек LF norm (57,60±1,23), LF/HF (1,76±0,10). HF norm (38.42±1.32) был ниже у мальчиков, чем у девочек HF norm (42.40±1.23).

Далее группы детей были проанализированы в зависимости от исходного уровня активности вегетативной нервной системы. Нами установлено, что среди детей в возрасте 7 лет 43,59% являлись симпатотониками, 41,03% были нормотониками и 15,38% – ваготониками. В возрасте 8 лет 40,00% детей были симпатотониками, 45,35% – нормотониками и 14,67 % – ваготониками.

У детей в возрасте 9 лет было наибольшее количество симпатотоников, это может быть связано с нарастающей активностью симпато-адреналовой системы. У детей в возрасте 9-10 лет наблюдается вторая перестройка регуляции, происходит централизация управления ритмом сердца и соответственно это приводит к повышению активности симпатического отдела ВНС. В данном случае имеет значение влияние такого фактора, как психоэмоциональная перестройка в связи с началом препубертатного периода.

Анализируя параметры ВСР у детей ваготоников в зависимости от возраста авторами установлено, что существуют достоверно значимые отличия параметров спектральных характеристик. У детей в возрасте 8 лет LF norm (34,50±2,05) и LF/HF (0,54±0,04) были выше, чем у детей в возрасте 7 лет LF norm (29,64±1,65) и LF/HF (0,43±0,03) соответственно.

Так как в возрасте 9 лет количество ваготоников было недостаточное для статистического анализа, эти данные нами не использовались. У детей норматоников в возрасте 7 лет показатель HF (2371,03±334,35) отражающий активность парасимпатического кардиоингибирующего центра, был достоверно выше, чем у детей в возрасте 8 лет HF (1475,73±269,95).

У детей симпатотоников в возрасте 8 лет ВР (344,70±31,44) характеризующий состояние вагусной регуляции сердечного ритма, увеличивающийся при активации парасимпатического отдела ВНС был выше, чем у детей 7 лет (283,26±26,14). К 9 годам отмечалось снижение Амо, так в возрасте 7 лет этот показатель составлял 45,69±2,59, а в 9 лет 39,72±1,66. Индекс напряжения в 7 лет был 183,79±26,92, а 9 лет составлял 108,13±11,24. Вариационный размах в 7 лет составлял 283,26±26,14, а в 9 лет 336,98±20,66. Также стоит отметить, что от 7 к 9 годам происходило повышение спектральных характеристик ВСР. Общая мощность волн (8564,33±2831,79), отражающая суммарный эффект воздействия на сердечный ритм всех уровней регуляции (чем выше ТР, тем лучше адаптационные возможности организма), VLF (3109,99±966,42), LF (3804,47±1210,79) и HF (1649,87±666,57) были достоверно выше у детей симпатотоников 9 лет в сравнение с детьми 7 лет ТР (4932,68±908,04), VLF (2021,85±450,19), LF (2125,68±371,97) и HF (785,15±170,88) соответственно.

Анализируя параметры ВСР у детей ваготоников и норматоников в зависимости от пола достоверных отличий выявлено не было.

У детей симпатотоников были выявлены достоверные отличия в спектральных показателях ВСР между мальчиками и девочками. Как видно на рисунке 5 у мальчиков LF norm (74,49±0,96), HF norm (25,51±0,96), LF/HF (3,73±0,26) характеризуют более выраженное напряжение симпатического отдела ВНС, чем у девочек LF norm (71,70±0,89), HF norm (28,30±0,89), LF/HF (2,84±0,16) соответственно.

Уровень кортизола в ротовой жидкости у мальчиков ваготоников (9,87±1,26) был достоверно ниже, чем у девочек (13,38±1,05). Уровень кортизола у мальчиков симпатотоников (12,08±0,46) был выше, чем у девочек (10,77±0,50). Достоверных половых отличий уровня кортизола в ротовой жидкости в подгруппе норматоников выявлено не было.

В ходе проведенного исследования установлено, что у детей от 7 к 10 лет отмечалось нарастание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, происходила активация стресс-реализующих систем. Отмечалось повышение уровня кортизола в ротовой жидкости с активацией гипатоламо-кортикальной системы. Установлены гендерные отличия: у мальчиков младшего школьного возраста отмечалось доминирующее влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы. У детей ваготоников и симпатотоников от 7 к 10 годам наблюдалось доминирующее влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечный ритм.

Источник: «Особенности деятельности стресс-реализующих систем детей младшего школьного возраста» О.В. Комиссарова, Е.В. Дорохов

http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-4/00.html — том 13,  N 4  за 2019 г. http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2019-4/1-5.pdf — статья

Метки:

03.04.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *