Нейропсихологическая коррекция ВПФ у детей с легкой степенью умственной отсталости

В современном значении под термином «умственная отсталость» (УО) понимается состояние неполного умственного развития, которое характеризуется ухудшением навыков, определяющих общий уровень интеллекта.

У детей с УО нарушены или частично нарушены все высшие психических функции (ВПФ) — сложные системные психические процессы, формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения.

Речь является сильным фактором, формирующим психическую деятельность ребенка и создающим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления и действия. Поэтому в норме она способствует переходу в эту категорию других психических функций.

На базе МБОУ «Школа-интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» были исследованы показатели ВПФ у младших школьников в возрасте 8 и 9 лет с легкой степенью УО. Дети были разделены на 2 группы: группа 1 — 10 человек, которые получали комплексную коррекцию, и группа 2 — 10 человек, у которых проводили коррекцию только вербальных ВПФ. Оценка ВПФ проводилась по методике Ж. М. Глозман, А. Е. Соболевой «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста».

Авторами проводились занятия по программе нейропсихологической коррекции для детей, разработанной М. В. Евлампиевой, Т. Н. Ланиной, М. В. Черенковым. Она включает 17 разделов, которые направлены на развитие всех высших психических функций. Для 1 группы проводилась коррекция по всем 17 разделам, для группы 2 — только разделы, относящиеся к коррекции вербальных ВПФ.

По итогам обработки статистических данных выяснилось, что значимых различий между 1-й и 2-й группой до коррекционного воздействия не было. Среднее значение общих баллов по методике обследования ВПФ составляло: группа 1 — 34 балла; группа 2 — 33,9 баллов.

Уровень развития внимания у обучающихся школы для детей с интеллектуальными нарушениями весьма низок. Дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. По шкале «Внимание» наблюдается сильная прямая корреляционная связь с такими показателями, как «Память» и «Интеллект». По шкале «Память» наблюдается сильная прямая корреляционная связь с такими показателями, как «Внимание», «Праксис», «Гнозис», «Речь» и «Интеллект».

В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности. Несмотря на это, полученные статистические данные позволили установить, что интеллект находится в зависимости от всех ВПФ на уровне значимости 0,01. То есть можно говорить о том, что чем ниже показатели по шкале «Интеллект», тем ниже показатели по всем другим шкалам данной методики.

Шкала «Общая характеристика ребенка» имеет сильные корреляционные связи с показателем «Интеллект» и слабые корреляционные связи на уровне значимости 0,05 с показателем «Речь».

До нейропсихологической коррекции в группах детей с легкой степенью умственной отсталости показатели не отличались друг от друга, а линейные связи наблюдались только у части показателей.

Оценка ВПФ после коррекционного воздействия в течение полугода в группах испытуемых дала следующие результаты. Между группами были выявлены значимые различия: группа 1, в которой проводилась комплексная нейропсихологическая коррекция, опережала по результативности группу 2, в которой проводилась коррекция только вербальных ВПФ. Среднее значение в группе 1 стало 29,8; в группе 2 — 33,7.

Показательно, что во 2-й группе, в которой проводилась коррекция только вербальных ВПФ, значимых различий «до» и «после» нейропсихологической коррекции выявлено не было. Это может говорить о том, что коррекции исключительно вербальных ВПФ для улучшения результатов было недостаточно. В группе 1, в которой проводилась комплексная коррекция ВПФ, «до» и «после» нейропсихологической коррекции выявлены достоверные различия, появились новые линейные связи по шкале «Речь» со всеми показателями: «Праксис», «Гнозис», «Внимание», «Память», «Интеллект» и «Общая характеристика ребенка».

Для школьников с умственной отсталостью также характерна асинхрония развития, т. е. выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимы координирующие воздействия со стороны нарушенной функции. В таком случае комплексная нейропсихологическая коррекция является эффективнее, так как происходит работа со всеми ВПФ и их взаимодействие.

При анализе полученных данных авторы сделали вывод о том, что комплексная коррекция ВПФ эффективнее, чем избирательная коррекция вербальных ВПФ и только она сможет помочь детям с УО. Современная детская нейропсихология предлагает определенные диагностические методики и комплексы упражнений, которые направлены на раннее выявление нарушений и своевременное принятие мер, которые приводят к лучшим и стабильным результатам.

Источник: «Оптимизация нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»
Д. С. Матасова, А. Г. Малов, Е. В. Деева

http://journals.uspu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2500:medikobiologicheskie-osnovy-defektologii&catid=883&Itemid=379  Выпуск №4 2019 г.

Метки: ,

16.04.2020