Немедикаментозная профилактика двигательных нарушений у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы различного генеза

Одной из актуальных проблем современной детской неврологии является изучение процессов формирования двигательной системы ребёнка, её нормы и патологии, особенно в первый год жизни. Аномалия течения перинатального периода – причина развития патологии движения в 32-60% случаев. Своевременная диагностика, эффективная и безопасная терапия нарушения моторного развития, спастических, гиперкинетических и диспраксических синдромов резидуального перинатального генеза являются актуальной научной проблемой в амбулаторной врачебной практике.

Двигательная сфера младенца оценивается по состоянию формирования мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, наличия и своевременной редукции безусловных рефлексов. Оценка мышечного тонуса новорожденного является важным критерием оценки состояния не только нервной системы, но и общего состояния организма ребенка в целом.

Отсутствие своевременной профилактики, терапии и реабилитации приводит к большому количеству осложнений, в итоге, даже к инвалидизации ребёнка. В то же время комплексное использование различных вариантов физиотерапевтических воздействий для профилактики нарушения движений, коммуникации и речи у пациентов до 1 года не описано в литературе. Например, методология лазерной терапии достаточно хорошо отработана в различных областях клинической медицины, имеются соответствующие клинические рекомендации, в том числе для детей, но мало применяется для лечения детей раннего возраста.

На базе «Городского неврологического кабинета» обследовано 127 детей в возрасте от 0,5 мес. до 2-х лет с нарушениями двигательных функций в подостром, восстановительном и резидуальном периоде перинатального повреждения центральной нервной системы. Все дети, находившиеся под наблюдением, получали стандартный, разработанный специалистами комплекс диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий. Группу сравнения составили 18 здоровых к году жизни детей (13 мальчиков и 5 девочек) с патологическими отклонениями в анамнезе, но без отклонений в клинико-инструментальной картине неврологического статуса, а также не получавшие лечение у невролога.

Диагностика заболеваний проводилась в декретированные сроки от 0,5 до 10 мес. жизни, в амбулаторных условиях детской поликлиники, на консультативном осмотре у невролога городского неврологического кабинета, и по обращаемости с жалобами на состояние ребенка.

Все больные были распределены на 3 группы.

  • Первую группу составили пациенты с патологическим акушерско-гинекологическим анамнезом у матери, патологическим перинатальным анамнезом, получающие адекватное лечение, но с формирующемся или сформировавшемся к году ДЦП, различной степени тяжести – 56 пациентов (31 мальчик и 25 девочек).
  • Вторую группу составили пациенты с резидуальными неврологическими синдромами нарушения двигательных функций в виде задержки моторного развития, статико-моторной недостаточности и перцептивных нарушений, сформировавшимися в процессе наблюдения – 59 пациентов (37 мальчиков и 22 девочек).
  • Третью группу составили пациенты с коммуникативно-эмоциональными и речевыми диспраксическими нарушениями на предречевом этапе развития – 12 пациентов (6 мальчиков и 6 девочек).

В подостром или раннем восстановительном периоде болезни на осмотр поступили впервые 71,6% пациентов. В позднем восстановительном периоде — 24,4% пациентов, в остром периоде болезни — 4% пациентов. Первый декретированный осмотр узкими специалистами обычно проводится в 1 мес. жизни, в связи с этим, пациенты в остром периоде болезни были исключением из правил.

Эталонным примером патологического влияния на плод и новорожденного ребенка можно считать параметры исследуемой группы 1, в связи с этим, авторы проводили анализ наиболее значимых отклонений в острый период болезни у пациентов данной группы. Таким параметром является в первую очередь асфиксия новорожденного, диагностируемая в родзале. Учитывалась средняя и тяжелая степень асфиксии.

У пациентов 1-й группы асфиксия диагностирована в 53,6% случаев, что говорит о высокой степени повреждающего влияния острой асфиксии на мозг новорожденного. Исходя из данных исследований, в 41,7% случаев асфиксия новорожденного могла быть предиктором коммуникативноэмоциональной задержки у пациентов 3-й группы.

Во 2-й группе пациентов, где диагностированы статико-моторная недостаточность и задержка моторного развития, асфиксия наблюдалась в 23,7% случаев, что может говорить о возможных транзиторных состояниях нарушения статики и моторики у пациентов 2-й группы, или малой значимости асфиксии на моторное развитие пациента при сохранной функции конечностей и отсутствии паралитических синдромов у них.

В группе сравнения пациенты с асфиксией в родах диагностированы в 11,1% случаев, таким образом, острая асфиксия диагностирована у здоровых неврологически пациентов в минимальном проценте случаев и является значимым повреждающим фактором на формирующейся мозг ребенка, что подтверждено многими исследователями.

Аномалии течения перинатального периода были выражены у пациентов всех представленных групп и были причиной формирования различных нарушений движения, что требовало применения методов абилитационной терапии с минимальными побочными эффектами. Исходя из выше сказанного, мы применяли методы немедикаментозного лечения (лазерная терапия, фотохромотерапия, СМТ).

У пациентов первой группы применяли методы немедикаментозного влияния в различном их сочетании наиболее комплексно. Средние сроки начала лечения у пациентов с формирующимися паралитическими синдромами были в возрастных пределах 6,0±13,0 мес. Причины поздней терапии были связанны с недооценкой тяжести поражения нервной системы и поздним обращением пациентов за медицинской помощью.

Пациентам первой группы назначали физиотерапевтические процедуры:  лазерная терапия – 1 процедура лазерная акупунктуры (длина волны 635 нм, мощность 5 Вт, частота 80 Гц). На точки акупунктуры (ТА): Т14, GI4, TR5, время воздействия на каждую точку 20 с, на ТА: АР 55, АР 28, по 10 с на каждую точку. 2 процедура — в зоне скальпа по заднему срединному меридиану от T20 до Т16, и Е36, Gl11, время воздействия на каждую точку до 20 с. классическая акупунктура. 3 процедура — Т14, Т4; V40, время воздействия до 30-40 с. Количество процедур по корпоральным ТА с перерывом в 3 мес.

Данная схема взята за основу, поскольку в первой группе у пациентов формировались спастические формы ДЦП.

СМТ по методике К.А. Семеновой с соавт. с захватом большого пальца на верхних конечностях (электроды длиной 5-8 см и шириной 1 см накладываются на 4 конечности, на дистальные отделы кисти и стопы с захватом большого пальца, на каждую пару конечностей 15 минут, ежедневно 10-15 процедур; параметры тока: длительность импульсов 3 мс, частота 80 Гц), а также СМТ терапия на нижних конечностях.

СМТ по сегментарной методике: электроды площадью 3×8 и 5×12 см располагаются на шейный и поясничный отдел позвоночника паравертебрально на уровне C2-Th1 или Th10-L1. Вид тока синусоидальные модулированные в первом режиме, третьем роде работе при частоте 30 Гц, длительностью полупериодов 3 с, глубине модуляции 100%. Ежедневно 10 процедур. Электрофорез по Вермелю, стимуляция установочных рефлексов: расположение электродов (электрод размером 15×20 см): помещают в межлопаточной области и соединяют с положительным полюсом аппарата, два других располагают на икроножных мышцах и соединяют раздвоенным проводом с другим полюсом, сила тока от 10-30 мА, продолжительность одной процедуры 10 мин ежедневно 10 процедур. Фотохромотерапия на шейный отдел позвоночника, 10 процедур на курс, 3 курса с перерывом в 3 мес. для стабилизации биохимических сегментарных процессов с нарушениями движения. Для проведения фотохромотерапии в работе используется светодиодная матрица от аппарата «Спектр», длина волны 540 нм, плотность мощности 5 мВт/см2. Воздействие осуществляли на заднюю поверхность шеи и «воротниковую» зону по лабильной методике контактным способом. Время воздействия от 5 до 7 мин, по нарастающей схеме от процедуры к процедуре. Курс состоял из 10 процедур, проводимых ежедневно.

Вторая группа. Лазерная терапия. Аппарат «Матрикс», импульсная лазерная излучающая головка красного спектра ЛОК2, неинвазивное лазерное освечивание крови (НЛОК), длина волны 635 нм, импульсный режим, мощность 5 Вт, частота 80 Гц, время воздействия с учётом возраста от 20 с до 2 мин – на синокаротидную зону симметрично, 10 ежедневных процедур. Воздействие с такими же параметрами на речевые точки: речевые зоны скальпа 1,2,3, психомоторная зона, Т 20, Т 26, Т 27, J 24, J 23, Е 3, E 4, E 5, E 9, E 36, 4, GI 20, IG 18, IG 19, VB 2, VB 3, VB 4, VB 20, TR 21, TR 17, TR 5 поочерёдно в зависимости от проявления симптомов. Излучающая головка ЛО3 (длина волны 904 нм, импульсный режим, мощность 3-4 Вт, частота 80 Гц), паравертебрально на С1-C6 по 30 с на зону контактно-зеркальная методика с использованием зеркальной насадки ЗН-35.

Третья группа. Лазерная терапия. Импульсная лазерная излучающая головка красного спектра ЛОК2 (длина волны 635 нм, импульсный режим, мощность 5 Вт, частота 80 Гц) по акупунктурным точкам: Т 26, Т 27, VC 24, VB 20 и ТА шейного отдела позвоночника, экспозиция 20-40 с: VB 12, VB 20, VB 21, V 10, T 14.

Фотохромотерапия для стабилизации биохимических сегментарных процессов с нарушениями движения. СМТ по методике К.А. Семеновой В первой группе преимущественно сформировался ДЦП и другие параличи, возраст формирования патологии от 5,5 мес. до 15,0 мес., данное состояние, связанное с поздней обращаемостью пациентов и различными нарушениями режима родителями, а также отягощенным анамнезом и наличием интеркуррентных заболеваний. Максимальные клинические проявления синдрома паралича, исходя из рисунка, приходится на сроки: первый максимальный пик – 4,5 мес., второй пик – 5 мес. и третий пик – на срок 6 мес. жизни. Во второй группе клиническое проявление патологии произошло в возрасте от 4,5 до 6,5 мес. В третьей группе клиническое проявление патологии зафиксировано от 4,0 мес. до 7,0 мес. жизни.

Суммарное проявление патологии нервной системы перинатального генеза по всем исследуемым группам происходило на сроках: 4 мес. – максимальный пик по графику, в 5 мес. и в 6 мес. Таким образом, проявление синдромов формирования патологии движения приходится на сроки от 4 до 6 мес. жизни, что требует своевременного начала терапии в данные сроки.

Основными патологическими факторами в данной группе являлись асфиксия и патологическая гипербилирубинемия. К неблагоприятным факторам, формирующим патологию движения, можно отнести несвоевременную диагностику синдромов нарушения движений и начало терапии после 6 мес. жизни. Оптимальным сроком начала физиотерапии при формировании церебрального паралича должен быть срок до 4 мес. жизни. Наибольший эффект физиотерапевтических комплексных методов, при лечении задержки моторного развития и коммуникативно-эмоциональных нарушений перинатального генеза проявляется при применении терапии до 3 мес. жизни, и где ведущими патологическими факторами выступает хроническая гипоксия и гипербилирубинемия. Сочетание методик электролечения и лазеротерапии, представленных нами, позволяет получить наиболее благоприятные результаты. Применение немедикаментозной терапии у пациентов с проявлениями формирования церебрального паралича позволяет избежать развития заболевания в 47% случаев.

Назначение лазерной терапии с 3 мес. жизни в сочетании с другими физиотерапевтическими методами у детей с перинатальной патологией нервной системы различного генеза является эффективным не только для реабилитации, но и для абилитации и профилактики нарушения движения, коммуникативных и речевых нарушений.

Источник: «Немедикаментозная профилактика двигательных нарушений у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы различного генеза» Л.А. Плеханов, С.В. Москвин, Ю.С. Захарчук, Т.А. Шаяхметова

 Выпуск  №2, 2020 г

Метки: , ,

12.05.2020