Логопедические технологии в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами

Дизартрия — нарушение речи, затрагивающее ее произносительную сторону при недостаточной иннервации речевого аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным.

С каждым годом количество детей с дазартрией увеличивается, усложняется структура дефекта и перед логопедом всегда стоит задача поиска наиболее эффективных методов коррекции просодических расстройств. Знание современных технологий коррекции просодических нарушений при дизартрии позволит специалистам значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.

Внешне нарушения речи дизартрического характера у детей могут встречаться и без явных признаков паралича, психомоторные функции развиваются нормально или с некоторой задержкой. Структура дефекта представлена нарушением звукопроизношения и просодики. Как наиболее выраженный компонент экспрессивной речи просодика являет собой «систему фонетических средств», реализующихся на слоговом, словесном, синтагмальном, фразовом уровнях. Просодическая сторона речи при дизартрии проявляется нарушением голосообразования, дыхания, темпа речи, интонационных характеристик.

Авторы статьи представили некоторые технологии по коррекции просодической стороны речи при дизартрии, учитывающие симптоматику нарушения. Работы направлены либо на коррекцию одного из компонентов просодики либо на всю просодическую составляющую речи.

Методика дифференцированного логопедического воздействия с учетом механизма нарушения, предложенная Мохотаевой М.В., предполагает использование  музыкотерапии. Она способствует преодолению дыхательных, артикуляционных, слуховых, голосовых нарушений, снижению речевой тревожности.

Вопрос реализации логопедических технологий по коррекции ритмической организации речи у дошкольников при дизартрии рассмотрен в работах Филатовой Ю.О., Гончаровой, Н.Н. и Прокопенко Е.В. Ритм речи является результатом координированной работы дыхания, голоса и артикуляции. Авторами показано повышение качества ритмической составляющей речи в процессе реализации технологии двигательного обучения в соответствии с ее этапами: моторный ритм, музыкальный ритм, речевой ритм; развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов. По их мнению, привлечение родителей к логоритмическим занятиям повысит эффективность коррекционной работы.

Щербак С.Г. рассматривала вопрос развития просодики в общем контексте формирования устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР). Просодия представлена с точки зрения 3-х компонентов реализации языковых средств: лингвистического, лингво-когнитивного, коммуникативно-когнитивного. Дискурсивные практики, стимулирующие интонацию, паузу, темп, введенные автором в традиционную методику, показали высокие результаты по развитию лингвистического компонента речи (артикуляционный темп, голосовые функции); коммуникативно-когнитивного (использование интонационных средств, логического ударения, мелодики контура высказывания).

Одна из современных логопедических технологий – фонологоритмика — образует слияние фонетической ритмики и логоритмики (для лиц с ТНР, имеющих дизартрические нарушения и другие клинические формы в их первичных структурах). Караулова Е.В. доказывает эффективность применения практических аспектов фонологоритмики на максимально возможном уровне для нормализации мышечного тонуса, ритмичности и пластичности движений, владения голосовыми характеристиками по силе, высоте; владения тембром голоса в зависимости от заданной речевой ситуации.

Логопедические технологии, рассмотренные авторами статьи, базируются на классических методиках с применением новых технологий. В них прослеживается поэтапность коррекционного воздействия: от базовых умений до автоматизированных навыков с включением их в самостоятельный коммуникативный процесс. Логоритмические и фонологоритмические технологии позволяют одновременно развивать моторные и речевые функции, их координированную работу, подчинение единому ритму, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на просодическую сторону речи.

Источник: Использование логопедических технологий в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами Дубчак В.В., Крылова Е.В.

 Часть 3. Выпуск 13(65)2020

Метки: , , , ,

08.07.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *