Особенности течения и осложнений вторичного менингоэнцефалита у детей

Сотрудники Самаркандского государственного медицинского института, города Самарканд, Узбекистан подготовили статью, в которой осветили вопросы течения и осложнений вторичного менингоэнцефалита у детей. В работе обследованы дети с периода выписки из реабилитационного отделения (острый период) и периода реабилитации. Детям оценивали соматический статус, клинико-неврологическую симптоматику, проведена связь между нейровизуализацией и исследовании цереброспинальной жидкости. Изучены основные и первые симптомы осложнения при менингоэнцефалите, такие как гидроцефалия, субдуральная гематота.

Инфекционные поражения нервной системы у детей, по данным литературных источников составляют 6-8% из всех инфекционных заболеваний детского контингента. Особое внимание уделяется тяжести проявления и частоте инвалидизации. Процент и частота поражения нейроинфекцией не уменьшается с годами. Нейроинфекции относят в группу полиморфных заболеваний, который зависит от топики и характера поражения нервной системы инфекцией, и если брать во внимание, то трудно различить тяжесть поражения центральной или периферической нервной системы, в связи с этим необходимо рассматривать проблему по нозологическим формам, возрасту и неврологическим осложнениям.

Неврологические осложнения по данным ВОЗ развиваются чаще у детей в возрасте 3-7 лет. Тяжелые осложнения нервной системы является актуальным вопросом для клиницистов неврологов, нейрохирургов, реаниматологов, педиатров, в тоже время энцефалиты и менингоэнцефалиты — это полиэтиологическое заболевание, сходные по клиническим проявлениям, воспалению вещества мозга и мозговых оболочек. Причиной таких воспалений чаще всего является энтеровирусная инфекция, клиника заболевания разнообразна, но во всех случаях проявляется стойкой неврологической симптоматикой, особенно у детей раннего возраста.

Детский мозг – склонен к кистообразованию и некрозу, в ответ на воспалительный процесс, независимо от возбудителя. Нарушение циркуляции дает отек и проявляется в виде общемозговых симптомов. За счет инфекции развивается реактивность инфекции в нервных ганглиях и самых клетках головного мозга, что обуславливает неврологическую очаговую картину.

За период с 2018- 2020 года обследовано 49 детей с последствием менингоэнцефалита, в возрасте от 6 месяцев до 11 лет, девочек 4 %, мальчиков 58%. Все дети прошли стандартное клинико-неврологическое обследование, оценивали соматичексий статус, биохимию крови, исследование цереброспинальной жидкости. Дополнительным методом диагностики церебральных осложнений было проведение нейросонографии (НСГ), нейровизуализации КТ/МРТ диагностика. Работа проводилась на базе 1-клиники СамМИ.

Самым частым неврологическим осложнением головного мозга у детей, как один из первых признаков острого состояния, это отек головного мозга. При этом возникает нарушение сознания, двигательным нарушением и судорогами. В данном исследовании, такой признак отмечается в 3 % детей. Нейросонография проведенная у детей (позволяющих по возрасту провести эту диагностику) обнаружено диффузное повышение эхогенности борозд и паренхимы мозга. У более старшего контингента детей на КТ/МРТ выявлялось снижение плотности вещества мозга, ограничение белого и серого вещества с нарушенной дифференциацией. Вторым частым осложнением данной категории больных является пароксизмальная симптоматика в виде генерализованных приступов или сложными моторными эпилептическими приступами. Приступы чаще всего возникали опять же в острый период и оставались как симптом в период остаточных явлений. В тоже время наличие фокальных приступов доказывает очаговое поражение мозга. Наблюдение основной группы больных выявило судорожную активность в 21%, литературные данные дают цифры эпилептических приступов в разном диапазоне, какие-то из них подтверждают полученные данные.

При рассмотрении очаговой симптоматики в острый период имеет место нарушение черепно-мозговых нервов, прежде всего глазодвигательные, такие как птоз, диплопия, косоглазие, что свидетельствует о патологическом процессе в корешках черепных нервов. В период стихания стадии восстановлению подлежит 6,8%, косоглазие как осложнение остается в 50% случаях. Практически такой же процент показывает поражение VII пары центрального характера 46, %, в 16 % случаях нейробульбарный паралич. Восстановление VII пары в данном исследовании отмечось в 15%, глотание восстанавливалась, но дети с трудом глотают твердую пищу, могут проглотить только в жидком виде, на лицо симптомы дисфагии 50%, эти признаки больше связаны с нарушением навыков глотания.

Нейросенсорная тугоухость обнаружена в 6, % больных, это говорит о вовлечении в патологический процесс слухового нерва. Многие авторы отрицают определенный источник возбудителя инфекции, приводящий к тугоухости. Одни авторы отмечают предрасполагающим фактором тяжелое течение менингоэнцефалита, другие использование антибиотиков (гентамицин) или отит пар. Восстановление наступает медленно, в исследование, только в 1,8% случае.

Стойкие двигательные нарушения проявлялись в виде центрального спастического тетрапареза 38,8%, гемипарез в меньшей степени 31,3%. В остальных случаях отмечались смешанные симптомы тетрапарез с гиперкинетическим синдромом, или тетрапарез с атактогиперинетическим синдромом. Гипотоно-гиперкинетический синдром отмечался у 4 детей, атотические астатический синдром у 5 больных. У обследованных пациентов отмечается резкие повышение сухожильных рефлексов на пастической стороне на этих же участках четко видны патологические рефлексы. Патологическая сторона имела высокий тонус не грубая, но заметная атрофия мышц на стороне пареза, в 60, % отмечалась контрактура конечностей. Особенно это было заметно при спастическом тетрапарезе, ноги скрещивались при любой попытке дотрагивания к конечностям. Клонус отмечался в 25,5%, защитный рефлекс в 16,9% случаях.

Чувствительные нарушения проследить не удается у таких больных из-за сниженного интеллекта и возрастной категории, но чаще на инъекционные процедуры дети реагировали плачем, двигательным беспокойствием. Так как дети в группе обследования находились в резидуальном периоде, мы постарались определить уровень нарушения высших корковых функций. Выраженную задержку психоречевого развития выявлены у 40% детей (это были в основном дети в тетрапарезом), деменция в 11% случаях, средний уровень задержки был в 9,1%. В нескольких случаях, у 3-х больных по данным МРТ исследования обнаружены признаки схожие с острым нарушением мозгового кровообращения, тромбоз кавертозного синуса, такие осложнения имеют место и по литературным источникам в плане объективизации возможен очаг первичной инфекции (этмоидит). При вовлечение в патологический процесс всасывающей способности паутинной оболочки головного мозга, клинически проявлялось гидроцефалией, увеличением размеров головы, выбуханием родничка (у детей младшей возрастной группы 1 отрицательное), расширением ликворных пространств, застоя на глазном дне (в старшей возрастной группе в – 2 случаях), на КТ/МРТ отмечается расширение желудочков.

На сегодняшний день самым верным решением для объективизации больных с нейроинфекцием является нейровизуализация НСГ, КТ/МРТ. В период резидуального процесса на КТ/МРТ характер изменений был церебрально-деструктивно-пролиферативным в 11,7% случаях, выраженная атрофия отмечалось в 5 ,3% случаях.

Особенностью течения, и в последующем осложнений, заболевание менингоэнцефалит у детей характеризуется тяжелым течением с выраженными клинико-неврологическими проявлениями нарушения ЦНС, изменением в ликворе и длительным реабилитационным периодом, сохраняющей очаговой неврологической симптоматикой, особенно если это касается детей до 3-х лет.

Клинический полиморфизм менингоэнцефалита подводит к вопросу, о непрерывном клинико-лабораторном нейровизуализационном анализе течения заболевания, с целью подбора правильной тактики лечения.

Источник: Особенности течения и осложнений вторичного менингоэнцефалита у детей

Ниёзов Ш. Т., Джурабекова А. Т., Шомуродова Д. С., Игамова С. С.

RE-HEALTH JOURNAL 2.3-2020

Метки:

15.10.2020