Оценка физического развития детей первого года жизни с использованием информационных технологий

Физическое развитие ребенка – ключевой фактор в адаптации детского организма как здорового, так и больного. От правильной оценки физического развития зависят ход медицинского наблюдения, рекомендации по образу жизни и другие меры по укреплению здоровья ребенка. В январе 2018 г. вступил с силу приказ Минздрава Российской Федерации от 10 августа 2017 г. №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», предполагающий физическое развитие в качестве одного из основных показателей при определении группы здоровья. Кроме того, оценка физического развития детей играет большую роль при оказании медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.

Цель исследования: создание алгоритма и программного обеспечения для разработки региональных нормативов оценки физического развития детей.

Описание клинического исследования

 Для разработки нормативов физического развития детей первого года жизни, проживающих в Омске и Омской области, с помощью метода шкал регрессии в 2019 г. были собраны сведения о росте и массе тела детей в каждой возрастно-половой группе от 0 до 12 мес. жизни, всего 1398 наблюдений. Критерий включения в исследование: наличие подписанного родителями несовершеннолетними (законными представителями) информированного согласия. Для измерений использовали весы для новорожденных ВЭНд-01 «Малыш», ростомер для детей до 1 года РДМ-01 «ЛИЗА».

Большинство педиатров используют для оценки физического развития детей, разработанные специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), единые нормативы. В ходе исследования были сопоставлены значения длины тела детей Омской области с нормативами ВОЗ и установлено превышение этого показателя для всех возрастно-половых групп. Статистической значимости различий рассчитать не удалось ввиду отсутствия необходимых данных о численности групп в исследовании ВОЗ. Выявленное превышение показателя свидетельствует о наличии определенных региональных особенностей физического развития детского населения в регионе и, соответственно, о необходимости разработки и обеспечения практического здравоохранения региональными нормативами.

Преимущество метода шкал регрессии, по мнению авторов, заключается в простоте их использования на практике: не требуется расчетов, а алгоритм по индивидуальной оценке физического развития ребенка может быть сформулирован в следующих трех шагах.

Шаг 1. Следует определить, в который из 3 интервалов входит длина тела конкретного ребенка – в «низкий», «средний» или «высокий». Интервалы «средний», «ниже среднего» и «выше среднего», как видно из таблицы, также вариант статистического средней длины тела и являются нормальными.

Шаг 2. Следует оценить соответствие массы ребенка его длине тела. Значения массы тела, приведенные в строке для конкретного значения длины тела, входящие в интервал от –1δR.

Шаг 3. Следует сформулировать заключение о физическом развитии ребенка согласно положениям приказа Минздрава России от 10 августа 2017 года №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»* и отнести ребенка к одной из следующих групп:

 – нормальное физическое развитие – длина тела ребенка средняя, масса тела соответствует длине тела и является нормальной;

 – дефицит массы тела – масса тела ниже минимального для этой длины тела значения М–1δR (не входит в строку);

– избыток массы тела – масса тела выше максимального для этой длины тела значения М+1,5δR (не входит в строку);

 – низкий рост – длина тела входит в интервал «низкий»;

 – высокий рост – длина тела входит в интервал «высокий».

Если в практике работы встретится ребенок с длиной тела либо меньше минимального, либо выше максимального значения, можно использовать уравнение регрессии, приведенное для каждой возрастно-половой группы, которое позволяет педиатру самостоятельно рассчитать норму массы тела для конкретного значения длины тела.

Пример 1. Миша, рост 50,5 см, масса тела 3,2 кг. Как следует из таблицы, рост у ребенка низкий, масса тела не соответствует росту, ниже нормы (значение массы тела мальчика в возрасте 1 месяц при росте 50,5 см должно входить в интервал нормы от 3,33, до 4,42 кг). Заключение: низкий рост, дефицит массы.

Пример. 2. Саша, рост 59 см, масса тела 5,5 кг. Как следует из таблицы, рост средний, масса тела соответствует росту (норма массы тела при росте 59 см от 4,63 до 5,71 кг). Заключение: нормальное физическое развитие.

Таким образом, в России ведущим методом оценки физического развития детей остается метод шкал регрессии, по ряду причин: они являются возрастно-половыми, учитывают закономерности роста и развития (гетерохронность, гетероморфность развития, половой диморфизм); опираются на взаимосвязанную оценку показателей физического развития (длина и масса тела) с учетом возможной асимметрии распределения показателей; протестированы согласно требованиям ВОЗ (специфичность, чувствительность, валидность и воспроизводимость, хронометраж обследования); имеют высокую диагностическую информативность при экономном расходовании материальных и трудовых ресурсов.

Выводы

  1. Регламентированная приказом Минздрава России оценка физического развития детей с использованием шкал регрессии должна основываться на разработанных региональных возрастно-половых нормативах.
  2. Программное средство «Нормативы физического развития детей и подростков» позволит подготовленным специалистам на основе заложенного алгоритма разрабатывать нормативы для каждого региона или группы регионов, сходных по ряду признаков, ключевых для физического развития детей.
  3. Апробация предложенных региональных нормативов физического развития детей первого года жизни г. Омска в работе участкового педиатра показала возможность ее использования и необходимость дальнейшего упрощения и ускорения работы врача с помощью цифровых технологий, а именно преобразование разработанных региональных нормативов в программное средство «Заключение о физическом развитии ребенка».

 

Источник:

Гудинова Ж.В., Скоблина Н.А., Жернакова Г.Н., Антонов О.В., Павлинова Е.Б., Васьковская Ю.С., Завьялова А.В., Власенко Н.Ю., Комарова А.А. Оценка физического развития детей первого года жизни с использованием информационных технологий. 

Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(6):46-51.

Метки: ,

05.04.2022