Развитие когнитивных функций у детей с церебральным параличом

Сотрудниками «Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова» исследована динамика когнитивных функций по нескольким методикам, используемых в комплексе реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Цель исследования – определение развития когнитивных функций при использовании определенных методик. Было обследовано 150 детей в период с 2020 по 2021 гг. в возрастном диапазоне от 3 до 5 лет включительно. Результаты исследования показали, что у детей, проходивших комплекс реабилитационных мероприятий, наблюдались значительные улучшения когнитивных функций, а также мелкой моторики.

Введение

Когнитивная реабилитация представляет собой комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление когнитивных функций у детей с повреждениями головного мозга. В основе когнитивной реабилитации лежит системное выполнение пациентом заданий, сложность и объем которого постепенно увеличивается. Успешная реабилитация невозможна без активного, порой самоотверженного участия членов семьи. Психологическая реабилитация, направленная на повышение мотивации и самооценки больного, стимуляции у него положительных эмоций путем поощрения даже самых незначительных успехов. Родителям следует помнить, что больному ребенку не нужна жалость, ему требуется помощь, которая заключается в практически значимых действиях, нацеленных на решение задач, поставленных врачом.

Цель исследования: определение эффективности методик, применяемых для развития когнитивных функций и эмоционального состояния у детей с ДЦП.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели были проведены ежедневные занятия с детьми, находившимися на лечении в отделении реабилитации детской клинической больницы города Нальчик КБР с 2020 по 2021 гг. Всего было задействовано 150 детей в возрасте от 3 до 5 лет включительно. В ходе работы были использованы разные методы коррекции для развития таких параметров, как внимание, память, мышление и мелкая моторика.

Развитие внимания. Упражнения «Найди отличие»; «Найди предмет, пару». Данные методики направлены на развитие концентрации внимания, устойчивости и переключаемости на детали.

Развитие мышления. Тесты «Исключение четвертого лишнего», «Сюжет по картинкам». Эти упражнения помогали развить образное, речевое и логическое мышление, выделяли существенные признаки и отличия, тренируя при этом быстроту и гибкость ума.

Развитие памяти. Методики «Посмотри и повтори», «Чего не стало?» – направлены на развитие слуховой, зрительной и долговременной памяти.

упражнений с использованием развивающих и обучающих игрушек: пирамидки, матрешки, кубики, пазлы и др. Эти навыки были направлены на развитие координации движений, умение управлять своим телом, концентрировать внимание на предметы.

Сенсорная интеграция – это метод, который восполняет дефицит сенсорного опыта. Целью этого метода является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель внешне или внутренне, что обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение.

Результаты и обсуждение

Программа когнитивной реабилитации составлялась индивидуально на основании результатов психологического исследования. В ходе проведения реабилитации оценивалась динамика состояния маленького пациента, при невозможности полного восстановления которого пациент адаптировался к новым условиям жизни при имеющимся когнитивном дефиците. По данным исследования, у детей с ДЦП наблюдались улучшения внимания (38%), мышления (26%), память (20%), мелкая моторика (16%). Благодаря тщательно подобранным упражнениям для детей с детским церебральным параличом по сенсорной интеграции улучшили зрительные – в 43,4% и слуховые способности – в 35,2% случаев, крупную моторику – в 21,3%, и тактильную чувствительность – в 27,3% случаев, что способствовало улучшению движения у детей с ДЦП за счет сенсорных стимулов, урегулировался мышечный тонус, улучшилась моторная координация, дети стали ощущать свое тело и держать равновесию, а так же улучшилась крупная моторика. Все это способствует приобретению речевых навыков. Дети больше ориентировались в социуме, стали открытыми и более коммуникабельными, у них повысилась самооценка и самосознание, что положительно влияло на психоэмоциональное состояние пациентов.

Выводы

  1. Ранняя и систематическая коррекция психических нарушений, осуществляемых в реабилитационных мероприятиях, способствует выявлению компенсации возможностей детского мозга.
  2. С применением психолого-педагогической коррекции и закрепления результатов совместно с родителями больных детей можно добиться их социализации, улучшая качества жизни.

 

 

Источник: Развитие когнитивных функций у детей с церебральным параличом

Теммоева Л.А., Камбачокова З.А., Керимов М.Б., Алиева З.М., Умархаджиева Х.К., Дебискаева Д.М., Исаева И.Ш., Шереужев Т.Х.

Трудный пациент. 2022; 20 (1): 44–46.

Развитие когнитивных функций у детей с церебральным параличом

Метки: ,

26.05.2022