Анализ режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3–17 лет в Российской Федерации

Здоровое питание детей и подростков имеет важное значение не только для нормального физического и умственного развития ребенка, но и как фактор, определяющий здоровье будущих поколений. При этом большую роль играет правильный режим питания: распределение количества пищи в течение дня (кратность питания), ее энергетической ценности, химического состава, продуктового набора на отдельные приемы, определенное время приема и продолжительность интервалов между приемами пищи.

Введение

Рост и развитие ребенка, формирование его высокого интеллектуального и физического потенциала, профилактика развития многих заболеваний в большинстве случаев связаны с питанием. Нарушение структуры питания служит одной из основных причин развития наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, ожирения, сахарного диабета 2 типа и др.), являющихся основными причинами преждевременной смертности населения в России. Здоровое питание детей и подростков имеет медицинское значение не только как фактор сохранения здоровья и развития ребенка, но и как фактор, определяющий здоровье будущих поколений. Высокая потребность детей в пищевых веществах и энергии определяется прежде всего активным ростом и развитием, формированием органов и систем, быстрым увеличением мышечной массы. При этом для детей и подростков имеют значение проблема дефицита макро- и микронутриентов, а также характерная для развитых стран избыточная калорийность рациона. Кроме того, для сохранения здоровья ребенка важную роль играет правильный режим питания: распределение количества пищи в течение дня (кратность питания), ее энергетической ценности, химического состава, продуктового набора на отдельные приемы, определенное время приема и продолжительность интервалов между приемами пищи.

Оптимальный суточный рацион распределяется следующим образом: 3 основных приема пищи с горячим блюдом и не менее 2 – дополнительные (2-й завтрак и полдник), кроме того, дополнительным приемом пищи может служить вечерний перекус, который ребенок должен получить не менее чем за 2 ч до сна. По энергетической ценности завтрак должен составлять 20–25% суточной энергетической ценности рациона, обед – 30–35%, ужин – 15–20%. На дополнительные приемы пищи должно приходиться: 2-й завтрак – 5–10%, полдник – 10–15% суточного количества калорий.

Распределять приемы пищи по времени необходимо с учетом индивидуальных особенностей режима дня, графика занятий в школах и дополнительных занятий.

Цель исследования – изучение режима питания и структуры продуктового набора различных приемов пищи у детей 3–17 лет.

Материал и методы

Анализ фактического питания детей проведен на основе первичных материалов, полученных Федеральной службой государственной статистики в ходе выборочного наблюдения рационов питания населения в 2013 г. Всего обследованы около 35 тыс. детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Фактическое потребление пищи изучали методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания. Оценку количества потребляемой пищи проводили с помощью альбома порций продуктов и блюд. Пищевую и энергетическую ценность продуктов и блюд оценивали на основе базы данных химического состава пищевых продуктов.

Результаты

Для анализа режима питания детей были установлены интервалы времени максимального потребления энергии как признака приема пищи, дифференцированные на завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин, вечерний перекус.

Построение графиков потребления энергии в зависимости от времени суток позволило выявить несколько пиков (максимальных величин) и спадов (минимальных величин). Существуют отличия в распределении пиков потребления энергии в течение суток у детей разного возраста, что свидетельствует об отличиях в режиме питания в различные возрастные периоды. Так, для дошкольников и младших школьников характерно 4 пика потребления энергии, в то время как для средних и старших школьников их всего 3.

Представлены данные о количестве детей (в %), имевших различные приемы пищи в течение дня. При рассмотрении отдельно каждого приема пищи видна тенденция к снижению доли детей, которые их получали, в зависимости от возраста, как у мальчиков, так и у девочек. В то же время важны показателем режима питания является количество приемов пищи в день. Доля детей всех возрастных групп, имеющих все 3 основные приема пищи в день (завтрак, обед и ужин), рассчитанные на основе временных пиков калорийности, составляла 67,9%. Данный показатель снижался с увеличением возраста детей: у детей 3–6 лет – 73,3%, 7–10 лет – 69,8%, 11–44 лет – 66,6%, 15–17 лет – 60,1%.

В то же время отметим, что некоторые дети могли заменять основные приемы пищи перекусами. Наибольшее количество детей, имеющих 5 приемов пищи (к основным приемам пищи добавлен 2-й завтрак и полдник), было в возрасте 3–6 и 7–10 лет – 27,6 и 26,9% соответственно. Важно отметить, что значительное количество детей (почти 45%) имели поздние приемы пищи (после 21 ч).

Распределение энергетической ценности суточного рациона по приемам пищи свидетельствует, что для всех возрастных групп на обед приходилось около 23% суточной энергии, тогда как даже при 6-разовом питании оптимальной величиной для обеда считается 30%. У детей 3–6 лет завтрак и полдник вносили одинаковый вклад в долю суточной калорийности (19,3–19,7%), тогда как у детей старше 10 лет 2-ю позицию занимал ужин (18,7–19,6% суточной калорийности), а завтрак и полдник имели примерно одинаковые, но более низкие величины (15,0–16,9%). У детей школьного возраста значительный вклад в суточную калорийность вносил также 2-й завтрак (14,9–15,9%). Отметим, что вечерний перекус (после ужина) у детей среднего и старшего школьного возраста составлял 9,4–11,0% суточной калорийности рационов.

Установлено, что для всех детей независимо от возраста наиболее высокий вклад белка в калорийность отмечен в обед (13,8–14,6%) и в ужин (12,9–13,8% по калорийности); в другие приемы пищи показатели были примерно одинаковыми и составили: в завтрак – 10,9– 11,9%; во 2-й завтрак – 9,2–11,5%, в полдник – 11,5– 13,2%; в вечерний перекус – 10,9–12,5%.

Отмечена значительная доля жира в калорийности завтраков у детей всех возрастов; минимальные величины установлены в возрасте от 3 до 6 лет (31,2%), а наиболее высокие – у детей старших возрастных групп (33,8–34,5%). Значительный вклад жира в калорийность отмечен у детей всех возрастов в ужин (31,8–34,9%), при этом доля НЖК в калорийности рационов была значительно выше рекомендуемых 10% у всех детей старше 6 лет во все приемы пищи, наиболее высокие величины отмечены в завтрак (15,5–16,3%). Кроме того, для завтрака характерны максимальные величины поступления энергии за счет добавленных сахаров (17,6–20,6%).

Анализ вклада различных групп продуктов в общую энергетическую ценность приемов пищи у детей показал, что наибольшие величины наблюдались в группе хлебопродуктов, круп и блюд из зерновых (32,4–33%). На 2-м месте в доле суточной калорийности находились мясопродукты (12,8–21,2%), что также характерно и для отдельных приемов пищи. Кроме того, дополнительно от 8 до 14,9% энергии поступало за счет добавленных сахаров, содержащихся в немолочных напитках, кондитерских изделиях, шоколаде, варенье и других сладостях.

Молочные продукты обеспечивали 9,5–14,0% суточной энергии, причем у дошкольников их потребление наиболее высокое, а у старших школьников – наименьшее. Наибольшая величина потребляемой энергии за счет молочных продуктов была у детей во время вечернего перекуса (от 15,7% у детей 15–17 лет до 24,2–27,5% у детей 3–10 лет).

Мясные продукты обеспечивали наибольший вклад в потребление энергии в обед (20,1–26,1% суточной энергии) и ужин (19,8–24,7%), их доля увеличивалась в рационах детей с увеличением возраста. Квота овощей была максимальной в обед и ужин у детей 15–17 лет (3,1–4,3%), в остальных возрастных группах колебалась от 2,3 до 4,0%. Фрукты чаще всего потреблялись во время перекусов: 2-й завтрак и вечерний перекус у дошкольников (20,2 и 15,0% соответственно), у школьников 7–14 лет – во время полдника и вечернего перекуса (10,8–16,1%). Вклад в потребление энергии за счет рыбы и рыбопродуктов был максимальным на ужин в группе детей 15–17 лет (3,3%), у дошкольников – минимальным (1,4–1,9% в обед, полдник и ужин).

Первые блюда (супы) во всех возрастных группах обеспечивали 4,0–4,2%, а немолочные напитки – 2,1–2,2% суточной энергии, при этом у детей школьного возраста их доля была максимальной (2,8–3,5%) преимущественно в первой половине дня (завтрак и 2-й завтрак).

Обсуждение

Здоровое питание – это питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений3. Одним из принципов здорового питания является оптимальный режим: 3 основные приема пищи с горячим блюдом (завтрак 20–25% суточной энергетической ценности рациона, обед – 30–35%, ужин – 15–20%) и не менее 2 – дополнительные (2-й завтрак, полдник), на долю которых должно приходиться 5–10% суточной калорийности рациона.

Потребление энергии в основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в % суточной калорийности рационов детей не соответствовало рекомендуемым величинам, выявлено смещение потребления энергии на приемы пищи во второй половине дня, в том числе непосредственно перед сном.

Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые дети пропускали основные приемы пищи: не завтракали 11,0–16,6%, не обедали 3,7–12,0%, не ужинали 15,4–24,3% детей. При этом максимальное количество пропусков было выявлено в старшей возрастной группе (15–17 лет), меньшее – в группе дошкольников (3–6 лет). По данным исследований, дети, пропускающие какой-либо основной прием пищи, имеют значительный риск недополучить необходимые нутриенты. При этом недостаток их не компенсируется в течение дня за счет других приемов пищи.

Вклад в общую энергетическую ценность различных приемов пищи был наибольшим для хлебопродуктов, круп и блюд из зерновых (32,4–33,9%), 2-е место в структуре суточной калорийности занимали мясопродукты и молочные продукты, что соответствует рекомендациям по здоровому питанию.

Однако отмечено высокое потребление сладостей во всех возрастных группах детей: в отдельные приемы пищи потребление добавленных сахаров, входящих в состав немолочных напитков, кондитерских изделий, шоколада, варенья и др., составляло до 14,9% энергетической ценности.

Заключение

Питание детей должно быть не только сбалансированным по основным пищевым веществам и полностью обеспечивать энергией в оптимальном количестве, но и способствовать укреплению здоровья и профилактике заболеваний, что требует в том числе соблюдения оптимального режима питания.

При анализе режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3–17 лет выявлено, что они не полностью отвечали принципам здорового питания, в частности принципу оптимального режима, особенно у детей школьного возраста: значительная доля калорийности суточного рациона приходилась на вторую половину дня, в том числе на прием пищи непосредственно перед сном. В этой связи необходима разработка как семейно-ориентированных образовательных программ, так и программ для организаторов питания, в которых следует обращать внимание на планирование оптимального времени приемов пищи с учетом принципов здорового питания.

 

Источник: Анализ режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3–17 лет в Российской Федерации

Денисова Н.Н., Кешабянц Э.Э., Мартинчик А.Н.

Вопросы питания. 2022. Т. 91, № 4. С. 54–63.

16.12.2022