Медицинская реабилитация инвалидов нетрудоспособного возраста с психическими нарушениями в условиях психоневрологических интернатов

В статье рассмотрены особенности медицинской реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста. Изучены ключевые фазы и этапы данного процесса, а также ключевые технологии и методики, применяемые в нашей стране. Особое внимание уделено реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами в условиях психоневрологических интернатов.

Большое количество инвалидов, проживающих в нашей стране, обуславливает необходимость в создании и ведении специальных реабилитационных программ, которые, в свою очередь, нуждаются в научно-теоретическом подкреплении со стороны научного сообщества.

В разное время различным аспектам реабилитации инвалидов уделяли внимание в своих работах такие ученые, как Сопина А.Ю., Сотникова Е.П., Касимовская Н.А., Чемоданова Е.В., Жигарева Н.П., Коробчанский В.А., Субботина Н.И., Карасев В.И., Крадинова Е.А., Кулик Е.И., Назарова Е.В. и другие. Однако автором данного исследования был отмечен существенный пробел в научно-теоретической базе, посвященной вопросам медицинской реабилитации конкретной категории инвалидов нетрудоспособного возраста с нарушениями психического развития, что говорит о высокой степени его актуальности и практической значимости.

Согласно официальному определению понятия «реабилитация», данному Всемирной организацией здравоохранения в 1958 году, под данным процессом принято понимать профилактика инвалидности в период лечения заболевания, а также помощь пациентам в достижении их максимальной психической, физической, профессиональной и социальной полноценности, на которую они способны в рамках протекания своего установленного заболевания.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество видом реабилитации инвалидов, ключевой из которых по праву считается медицинская реабилитация. Под данным процессом понимается целый ряд взаимосвязанных лечебных и оздоровительных мероприятий, которые своей целью имеют максимальное восстановление нарушенных вследствие течения какого-либо заболевания физических функций организма. Помимо этого, в задачи медицинской реабилитации входит также развитие заместительских (компенсаторских) функций в случае невозможности восстановить нарушенные физические функции. Г.С. Юмашев и К. Ренкер выделили пять фундаментальных правил эффективного осуществления процесса реабилитации. Так, по мнению ученых, реабилитация должна начинаться на раннем этапе течения заболевания, иметь комплексный и непрерывный характер, учитывать индивидуальные особенности каждого инвалида в отдельном конкретном случае, осуществляться в коллективе, а также реабилитация нетрудоспособного инвалида должна быть направлена на его возвращение к общественно-полезной деятельности.

Процесс реабилитации является комплексным и последовательным алгоритмом, состоящим из трех взаимосвязанных фаз.

Первая фаза реабилитации носит название реконвалесценция и направлен на выздоровление пациента через восстановление нарушенных биологических и психологических функций его организма. В случае, если болезнь приобрела хронический характер, то устранить патологию в полном объеме не представляется возможным, и у пациента на длительное время остается физический дефект. Следовательно, инвалид переходит ко второй фазе реабилитации, которое принято называть адаптацией (в случае, если человек приспосабливается к уже существующим условиям существования) или реадаптация (в случае, если человек приспосабливается к качественно новому функциональному уровню существования с использованием компенсаторских функций организма). По отношению к детям данную фазу принято называть «абилитация», что означает формирование новых и усиление имеющихся функций организма, которые оказались неразвитыми у растущего ребенка.

Наконец, заключительной фазой реабилитации, которой определяют эффективность предыдущих фаз, является ресоциализация. Данный процесс предполагает работу надо восстановлением разрушенных взаимоотношений между инвалидом и средой.

На основе фаз реабилитации ВОЗ выделяет также три этапа данного процесса: стационарный, санаторный и амбулаторный. Особое внимание профессиональным и медицинским сообществом уделяется реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста, то есть инвалидам-детям и подросткам. Отличительная особенность работы с данной категорией инвалидов заключается в том, что в процессе их реабилитации внимание уделяется не только устранению вызванного заболеванием дефекта, но и качественному обеспечению развития иных функций организма, формирование которых может быть задерживаться в условиях протекания болезни.

Реабилитация инвалида-ребенка – это сложный комплексный процесс, который включает в себя такие аспекты, как коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков и способностей, общее и профессиональное обучение. В связи с многогранностью процесса его эффективность напрямую зависит от согласованной работы и качества взаимодействия всех задействованных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников и др.).

Для реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста в нашей стране функционируют следующие учреждения и технологии: Центры реабилитации; Центры социальной помощи семьи и детям; Службы раннего вмешательства; Городские межведомственные психолого-медико-педагогические консультации; Центры социальной реабилитации детей-инвалидов; Кризисные службы по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов; Службы домашнего сопровождения и социального патронажа детей-инвалидов.

Однако совершенно иной подход к реабилитации следует применять по отношению к инвалидам нетрудоспособного возраста с психическими нарушениями. Несмотря на тенденцию отказа семьи, имеющей ребенка-инвалида, от услуг интернатной системы, психоневрологические интернаты продолжают демонстрировать высокую степень эффективности в качестве базы для проведения медицинской реабилитации инвалидов.

В такие учреждения принимаются дети с выраженной умственной отсталостью. Круг задач, решаемых психо-неврологическими интернатами, обширен:

  1. Материально-бытовое обеспечение ребенка, создание и поддержание наиболее подходящих по его возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
  2. Своевременное оказание необходимой медицинской помощи;
  3. Организация качественного профессионального ухода и контроля (мониторинга) за состоянием ребенка;
  4. Осуществление реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  5. Организация досуга и обучения детей.

Специалистами психоневрологических интернатов разрабатываются программы реабилитационных мероприятий в зависимости от степени интеллектуального недоразвития или приобретенного дефекта для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для каждого инвалида прогнозируются результаты его реабилитации, которые зависят, в свою очередь, от таких факторов, как уровень интеллектуальной недостаточности пациента, сохранности способности к обучению и используемых при реабилитации методов и технологий. Например, одной из инновационных технологий современных психоневрологических интернатов для детей является методика коррекционной и развивающей педагогики, обучения социальным и трудовым навыкам. Таким образом, проблема эффективной реабилитации инвалидов нетрудоспособного возраста с психическими нарушениями стоит достаточно остро перед медицинским и научным сообществом. Психоневрологические интернаты и проводимые в них реабилитационные мероприятия должны получать намного больше внимания со стороны современных исследователей.

 

Источник:  МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ НЕТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ

Аникина Н. С.

National Science. 2023. №5. U

https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-reabilitatsiya-invalidov-netrudosposobnogo-vozrasta-s-psihicheskimi-narusheniyami-v-usloviyah-psihonevrologicheskih

01.02.2023