Нейрофизиологические особенности детей дошкольного возраста с тревожными расстройствами

Введение

Тревожные расстройства встречаются у 7-15% детей популяции. Наиболее частым проявлением тревожных расстройств у детей дошкольного возраста являются страхи. В отличие от страха, который соотносится с определенным стимулом и объектом, тревога обычно беспредметна, иррациональна и не имеет конкретного стимула.

Согласно наблюдениям А.И. Захарова, наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется в 6 лет. К этому возрасту в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким. Для страхов детей дошкольного возраста характерны: монотематичность, простое конкретное содержание, приступообразный характер, сочетание с яркими, визуальными, пугающими образами.

Цель исследования. Изучить нейрофизиологические особенности (относительные спектры мощности основных диапазонов ЭЭГ на фоне закрытых глаз, уровень внимания и импульсивности) у детей дошкольного возраста с тревожными расстройствами по сравнению с практически здоровыми сверстниками.

Материалы и методы.

В исследовании приняли участие 64 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет (31 девочка и 33 мальчика), страдающих тревожными расстройствами (по МКБ- 10 F93.1). Группа практически здоровых сверстников – 30 детей.

Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) производилась с помощью 24-х ка- нального цифрового электроэнцефалографа с 19 мостиковых хлорсеребряных электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международнойсистемой 10-20. Клиническая электроэнцефалограмма включала в себя регистрацию ЭЭГ при закрытых и при открытых глазах в течение 3-х минут и проведение стандартных функциональных проб. Рутинный анализ кривой состоял в оценке общего функционального состояния мозга, оценке тяжести изменений ЭЭГ и локализации патологических изменений. Относительная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась для записей «Глаза закрыты» в тета- (4-7 Гц), альфа1- (7-12 Гц), бета1-(14-20 Гц), бета2-диапазонах (20-30 Гц).

Для оценки уровня внимания и импульсивности использовался тест непрерывной деятельности TOVA (the Test of Variables of Attention). Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Данные TOVA включают оценку уровня невнимательности (ошибки пропусков значимых стимулов), импульсивности (ошибки ложных нажатий на кнопку), скорости переработки информации (время реакции).

Результаты и обсуждение.

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у детей с тревожными расстройствами выявляется статистически достоверное повышение показателей импульсивности, как в первой (p<0,05), так и во второй половине теста (p<0,05). Достоверных отличий по показателям невнимательности (p>0,05) и времени реакции (p>0,05) в обеих половинах теста не отмечается. Таким образом, результаты психофизиологического теста показали высокий уровень импульсивности у детей с тревожными расстройствами, что свидетельствует о снижении тормозного контроля. Тормозной контроль отражает способность отказа от привычного, но признанного неверным в данной ситуации, действия, или способность игнорировать нерелевантную информацию.

При рутинном анализе ЭЭГ на фоне закрытых глаз у большинства детей наблюдались следующие изменения: повышение амплитуды фоновой ЭЭГ, преимущественно в затылочно-теменных отведениях обоих полушарий, заостренность фоновой ритмики, в затылочных или затылочно-теменных отведениях обоих полушарий, часто регистрируются группы полиморфных заостренных волн, высокоамплитудные полифазные потенциалы, отмечается тенденция распространения альфа-активности или альфа-подобной тета-активности в лобно-центральные отведения обоих полушарий. При проведении статистического анализа данных относительной мощности ЭЭГ на фоне закрытых глаз между исследуемой группой детей и контрольной группой показал, что увеличение мощности волн альфа-диапазона в затылочно-теменных (O2,O1, Р3, Р4, Pz) и лобно-центральных (F3, Fz, F4, С3, Cz, С4) отведениях обоих полушарий было статистически достоверно (p<0,05). В теменно-центральных отведениях отмечалось увеличение мощности волн тета-диапазона, но данное увеличение было статистически не достоверно (p>0,05).

Проведенный анализ спектров мощности ЭЭГ свидетельствует об увеличении мощности альфа-диапазона в лобно-центральных отделах коры больших полушарий мозга, что указывает на снижение активирующих влияний и увеличение синхронизирующих влияний таламических структур, следствием чего является недостаточный уровень активации неокортикальных структур. Данные изменения могут объяснить снижение тормозного контроля и снижение способности игнорирования нецелевых стимулов в тесте TOVA.

 

Источник: НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРЕВОЖНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И.

Сборник тезисов и материалов XXIV конгресса с международным участием давиденковские чтения. Под редакцией проф. Клочевой Е.Г., проф. Голдобина В.В. СПб.: 2022. – 396 с.

17.03.2023