Ожирение и психологические проблемы у детей

Цель. Проанализировать влияние психологических проблем на эффективность лечения ожирения у детей.

Материалы и методы.

Проведено обследование 45 детей в возрасте от 12 до 17 лет с ожирением с учетом стандартных отклонений индекса массы тела (SDS ИМТ), согласно критериям ВОЗ. Фенотипических признаков синдромальной патологии, умственной отсталости, изменений гипоталамо-гипофизарной области (по данным инструментальных исследований) у детей выявлено не было. При беседе с подростками и/или их родителями уточнялись вопросы о взаимоотношениях в семье, со сверстниками и т.д. Использовался опросник «Эмоции в школе», методика «Диагностика самочувствия, активности, настроения».

Большая часть детей (77,7%) была проконсультирована медицинским психологом. Со всеми подростками подробно обсуждались вопросы питания, согласно клиническим рекомендациям «Ожирение у детей», 2021г. 10 детей получали орлистат, 2 ребенка — лираглутид.

Результаты.

На момент обследования дети имели преимущественно 2 (46,7%) и 3 степень ожирения (35,5%). У 8% пациентов было морбидное ожирение (SDS ИМТ ≥4). Большинство детей имели осложнения ожирения: стеатогепатит (стеатогепатоз) у 20 детей, дислипидемия зарегистрирована у 10 человек, нарушение толерантности к глюкозе — у 11 детей, у 18 детей отмечалось повышение артериального давления.

При беседе с подростками выявлено, что для 15 детей (33,3%) еда являлась антидепрессантом (прием пищи при выполнении учебных заданий, личных переживаниях), 26,7% детей имели заниженную самооценку, 10 (22,2%) под- ростков жаловались на дефицит положительных эмоций, у 8 детей не установлена связь ожирения с конкретными психологическими проблемами (отказались отвечать на заданные им вопросы).

Ежемесячно подросткам проводился контроль ИМТ, определялось SDS ИМТ. Через 3 месяца отмечалась положительная динамика у 66,7% детей. Через 6 месяцев положительный эффект имели только 30% детей, которые регулярно занимались в группах и индивидуально с психологом (улучшился эмоциональный статус, изменилось пищевое поведение). У части обследуемых (17,7%), которые отказались от рекомендаций эндокринолога и психологической помощи, масса тела увеличилась.

Заключение.

Психоэмоциональный статус детей оказывает влияние на их пищевое поведение и развитие ожирения. При устранении причин, вызывающих хронический стресс, используя навыки приспособления к негативным ситуациям, отмечается положительный эффект в лечении ожирения.

Соблюдение правильного питания, физическая активность, медикаментозная терапия ожирения дают положительный эффект только в комплексе с квалифицированной медико-психологической помощью.

Источник: ОЖИРЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ

Клепалова В. В., Изюрова Н. В., Пушкарева О. С., Аксенов А. В., Романенко Е. С.

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(6S):1-174.

05.07.2023