Игра в шахматы – инновационный подход в социализации детей с ОВЗ и с расстройствами аутистического спектра

На сегодняшний день исследования ученых доказывают, что для значительного числа подростков с умственной отсталостью с расстройствами аутистического спектра, характерна возрастная несформированность школьно-значимых функций: организации деятельности,

внимания, памяти, мышления, речи. Установлено, что большая часть детей не может эффективно освоить программу школы.

Современная школа динамична, она предъявляет к обучающему оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы обучающиеся должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами – без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность учащегося – его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной педагогом задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления.

К тому же, наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.

Целью занятия является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать успешной социализации детей: расширение социализации взаимодействия обучающихся с ОВЗ и с расстройствами аутистического спектра путем обеспечения контактов учеников разных классов; развитие коммуникативных навыков: развитие познавательных процессов средствами игровой деятельности.

Понятно, что игровая деятельность детей с расстройствами аутистического спектра сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у наших обучающихся развиваются произвольное внимание и произвольная память.

Шахматы – это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Замечено, что наши шахматисты стараются не теряться в критических ситуациях, не впадать в панику, а думают, ищут выход.

Кроме того, занятия в кружке развивают коммуникативные навыки. Умение строить бесконфликтный диалог очень важно для наших обучающихся. Особенности психического развития часто мешают детям адекватно оценить и отреагировать на какую – либо негативную ситуацию (проигрыш). Поскольку игра в шахматы является микрогрупповой, обучающихся оказываются в среде, предполагающей обязательное общение. Следовательно, незаметно для себя дети учатся вести диалог, усваивают навыки общения, что в конечном итоге позволяет развивать коммуникативные функции, которые являются необходимым условием для успешной социализации, адаптации.

Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Говоря о шахматах в школе, очень важно понимать, что мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно раскрыть потенциал каждого ребенка. Каждый урок должен быть одновременно: 1. урок – сказка; урок – театр; урок – игра; урок – смех; погружение в решение забавных и занимательных заданий.

На занятиях используются книги, на первые страницы, на которых помещены любимые ребятам сюжетные иллюстрации с несложными, но очень важными заданиями. С особым интересом ученики рассматривают сюжетный рисунок где нужно найти шахматные фигуры. Далее предлагается

познакомятся со всеми шахматными фигурами. Чтобы ребятам легче было справиться с сюжетными заданиями, используется диафильм, посвященный краткой истории шахмат и начальному положению.

Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у обучающихся ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость и др.

Можно с уверенностью говорить о том, что игра в шахматы способствует успешной социализации детей с ОВЗ и с расстройствами аутистического спектра, формирует толерантное отношение к ним среди нормально развивающихся сверстников.

Источник: ИГРА В ШАХМАТЫ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

М.Г. Потапова

Вестник магистратуры. 2023. № 1-3 (136)

 

23.08.2023