Клиническое и прогностическое значение фибронектина плазмы крови и циркулирующих иммунных комплексов при вирусных менингитах у детей

Введение

В структуре менингитов различной этиологии вирусные менингиты (ВМ) занимают первое место. Согласно данным литературы, по частоте превалируют энтеровирусные поражения ЦНС. К редким формам можно отнести менингиты, вызванные вирусами респираторной группы и герпес-вирусные менингоэнцефалиты. Чаще болеют дети — до 80%.

Диагноз ВМ устанавливается на основании ряда синдромов: менингеального, интоксикационного, воспалительных изменений цереброспинальной жидкости. Синдром воспалительных изменений цереброспинальной жидкости имеет решающее значение в диагностике и характеризуется: повышенным ликворным давлением, увеличением количества клеток (двух или трехзначный цитоз лимфоцитарного или нейтрофильно-лимфоцитарного характера). Наиболее частыми исходами ВМ являются: церебрастения, неврозоподобные состояния, гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Цель исследования: установить клиническое и прогностическое значение фибронектина (ФН) и циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) крови при ВМ у детей, в зависимости от периода, степени тяжести, течения и исхода болезни.

Материалы и методы исследования

У 167 детей с ВМ различной этиологии (энтеровирусной, арбовирусной, паротитной, аденовирусной, герпесвирусной), подтвержденных положительными результатами ПЦР-реакции и/или ИФА цереброспинальной жидкости, определяли концентрацию ФН плазмы крови методом ИФА, по инструкции производителя, с использованием набора реагентов для определения фибронектина ЗАО «БиоХимМак» г. Москва. Одновременно, у этих больных, проводилось исследование ЦИК в сыворотке крови методом твердофазного С 1q ИФА, с регистрацией оптической плотности на спектрофотометре СФ-2000 (ЛОМО, Россия), при длине волны 340 нм.

Исследование ФН и ЦИК было проведено у 96 больных ВМ средне-тяжелыми формами и у 71 больного тяжелыми. Группа контроля состояла из 50 детей в возрасте до 14 лет, не болевших инфекционными заболеваниями в течение последних трех недель. Дети, вошедшие в группу контроля, не имели статистически значимых различий по возрасту и полу с больными ВМ.

Распределение пациентов по степени тяжести проводили с учетом оценки наличия и выраженности симптомов интоксикации, общемозговой симптоматики, менингеального синдрома, судорог, нарушений сознания, изменений цереброспинальной жидкости.

Критериями острого течения ВМ являлись: отсутствие клинических симптомов менингита и полная санация цереброспинальной жидкости в течение до 28 дней, от начала болезни.

Затяжное течение менингита диагностировали при волнообразном течении менингита с повторным нарастанием симптомов интоксикации, при сохранении общемозговых и менингеальных симптомов в течение до 2 недель, длительной санации цереброспинальной жидкости (от 4 до 6 недель и более) и наличии психоневрологического дефицита в исходе болезни.

Результаты и их обсуждение

В возрастной структуре больных, вошедших в исследование, преобладали дети в возрасте до 7 лет (65%). Данные показали, что наиболее тяжело у детей (16%) протекал вирусный менингоэнцефалит, для которого были характерны острое начало, продолжительная лихорадка (22,6 ± 5,7 суток), фебрильная температура тела (93%), очаговая симптоматика (нистагм, снижение рефлексов и др.) (70%). Менее чем у половины детей отмечались головная боль (44%), в основном умеренная (33%), рвота (33%) до 3-х раз в сутки (26%), менингеальные симптомы (37%) и судороги (40%). Нарушение сознания (сопор, отсутствие сознания, кома) отмечалось у трети пациентов (26%) продолжительностью 6,0 ± 0,4 суток. У детей с менингоэнцефалитом наблюдалось наибольшее число парезов черепно-мозговых нервов (22%) и параличей верхних и/или нижних конечностей (18%), а также самая высокая по группе летальность (11%).

Для детей с тяжелым течением менингита (36%) было характерно острое начало, лихорадка (100%), в большинстве случаев фебрильная (90%), продолжительностью 6,3 ± 0,2 суток, наличие второй волны лихорадки (47%), резкая головная боль (93%) в течение 6,5 ± 0,1 суток, рвота (100%) от 4 до 10 и более раз в сутки (89%), наличие менингеальных симптомов (99%) продолжительностью 8,4 ± 0,3 суток. У трети детей (33%) наблюдались судороги в течение 2,1 ± 0,1 суток. Летальность составила 0,8%.

У большинства детей менингит протекал в средне-тяжелой форме (48%), для которой были характерны лихорадка (100%) продолжительностью 4,2 ± 0,1 суток, в основном субфебрильная (84%), головная боль (100%) умеренного характера (88%), рвота (72%) до 3-х раз в сутки (70%). Менингеальные симптомы отмечались в 72% случаев в течение 5,5 ± 0,4 суток.

Воспалительные изменения цереброспинальной жидкости характеризовались цитозом от 195,6 ± 60,9 до 470,75 ± 90,6 клеток в 1 мкл. нейтрофильно-лимфоцитарного характера (3—4 день от начала заболевания) с последующим переходом в лимфоцитарный.

По результатам исследования установлено снижение концентрации ФН различной степени выраженности, в зависимости от этиологического фактора, периода, степени тяжести и характера течения ВМ. Сохранение показателей ФН до 45 мкг/мл при показателе ЦИК 2,7 ЕД/мл было характерно для затяжного течения менингита, а снижение концентрации ФН до 9,5 мкг/мл при увеличении показателя ЦИК до 30 ЕД/мл для пациентов с летальным исходом. Наличие латентного дефицита ФН у больных с тяжелыми формами менингита в остром периоде заболевания, со снижением показателя ФН плазмы крови в динамике до 29 мкг/мл, а ЦИК до 1,3 Ед/мл имели корреляционную связь с затяжным течением и неблагоприятным исходом болезни.

Известно, что основной функцией ФН плазмы крови является опсоническая, которая обусловлена способностью ФН вызывать гибель различных микроорганизмов (бактерий, вирусов и др.). Фибронектин участвует в воспалительных и регенеративных процессах, стимулирует фагоцитоз, участвует в процессах репарации тканей, регуляции межклеточных взаимодействий и др. Широкий спектр биологического действия ФН обуславливает его участие в патогенезе различных заболеваний. Концентрация ФН в плазме крови снижается при различных состояниях и свидетельствует о выраженности воспалительного процесса, оказывающего влияние на характер течения и исход болезни.

Образование циркулирующих иммунных комплексов являются ответной реакцией иммунной системы на чужеродный антиген. Повышение ЦИК происходит при нарушении их эллиминации, увеличении количества поступающих в макроорганизм чужеродных антигенов и является показателем наличия иммунно-комплексной патологии и повреждения тканей. Фиксируясь на стенках сосудов или фильтрующих мембранах ЦИК усиливают местные патологические процессы. Сохранение высоких показателей ЦИК в периоде реконвалесценции является следствием активной выработки антител и низкой активности макрофагов, принимающих участие в элиминации возбудителя.

Снижение концентрации ФН плазмы крови, по результатам исследования, может обуславливаться рядом факторов: функциональной недостаточности клеток, вырабатывающих ФН, потреблением ФН за счет связывания с микроорганизмами, избыточным его потреблением при связывании и выведении из кровотока ЦИК. Следствием недостаточной концентрации ФН в крови являются нарушения фагоцитоза, вследствие чего продолжительность заболевания может увеличиваться, формируется угроза развития бактериальных осложнений, вторичного иммунодефицита и др.

Выводы

Установленные параметры ФН и ЦИК при ВМ у детей могут являться критериями выраженности воспаления и иммунных нарушений. Сохранение низких показателей ФН до 45,8 ± 4,3 мкг/мл при нормальных показателях ЦИК в периоде ранней реконвалесценции может являться дополнительным критерием затяжного течения болезни. Снижение показателя ФН до 29,7 ± 2,9 мкг/мл свидетельствует о латентном дефиците ФН, влияющим на более тяжелое течение менингита. Ранними предикторами летального исхода могут являться максимально низкие показатели ФН 9,5 ± 0,85 мкг/мл при высоких показателях ЦИК —30,7 ± 2,16 ЕД/мл (r = 0.975; р = 0,001).

Источник: Клиническое и прогностическое значение фибронектина плазмы крови и циркулирующих иммунных комплексов при вирусных менингитах у детей.

Кимирилова О.Г., Харченко Г.А.

Детские инфекции. 2023; 22(2):18-22.

doi.org/10.22627/2072-8107-2023-22-2-18-22

31.08.2023