Применение Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья в медицинской реабилитации у детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой

Обоснование. Проблема реабилитации пациентов при тяжёлой черепно-мозговой травме была и остаётся весьма важной и актуальной как у взрослых, так и у детей. У пациентов с тяжёлой черепно-мозговой травмой нередко возникают тяжёлые физические, психические, эмоциональные и когнитивные нарушения, которые часто трудно поддаются коррекции и требуют длительного лечения, в том числе реабилитации, полагаясь исключительно на потенциал организма, что сопровождается тяжёлым финансовым бременем для пациента, его семьи и общества в целом. Внедрение новых методов диагностики, усовершенствование реанимационных мероприятий, применение современных методов нейрохирургического вмешательства и своевременной реабилитации позволяет повысить долю детей, выживших после тяжёлой черепно-мозговой травмы, и качество их жизни.

Цель исследования — оценить эффективность ранней комплексной медицинской реабилитации детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой с участием мультидисциплинарной реабилитационной команды и родственников пациентов.

Материалы и методы. В исследование включены 50 детей, перенёсших тяжёлую черепно-мозговую травму. Методом рандомизации выделены две группы — основная (25 пациентов; 50%) и контрольная (25 пациентов; 50%). Срок наблюдения составил 1 год после возникновения тяжёлой черепно-мозговой травмы. В основной группе индивидуальный план ранней реабилитации была составлен на вторые сутки после тяжёлой черепно-мозговой травмы в условиях реанимации. На первом этапе реабилитации, который осуществляется в условиях реанимации и отделения нейрохирургии, детям основной группы был разработан индивидуальный план медицинской реабилитации в зависимости от соматических показателей и тяжести состояния, установлен реабилитационный диагноз на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В контрольной группе пациенты после перевода из реанимации в профильное нейрохирургическое отделение получали базисную восстановительную терапию (суставная гимнастика, парафинотерапия, сопровождение психолога).

Результаты. В основной группе более эффективные изменения были отмечены в доменах, связанных с нарушением структуры и функции нервной системы, что приводило к улучшению активности и участия, самообслуживания. У пациентов контрольной группы значимых изменений в состоянии функций, активности и участия не выявлено.

Заключение. Раннее начало комплексной медицинской реабилитации детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой снижает инвалидизацию и ускоряет процесс социализации пациента, что более наглядно демонстрирует подход на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Применение данной классификации при тяжёлой черепно-мозговой травме у детей в отделениях медицинской реабилитации является хорошим инструментом для постановки целей реабилитации, выбора реабилитационных мероприятий и оценки эффективности восстановления.

Ахмадуллина  Э.М.,  Бодрова  Р.А.,  Рахмаева  Р.Ф.  Применение  Международной  классификации  функционирования,  ограничения  жизнедеятельности  и  здоровья  в  медицинской  реабилитации  у  детей  с тяжёлой  черепно-мозговой  травмой  //  Физическая  и  реабилитационная  медицина,  медицинская реабилитация. 2023. Т. 5, No 2. С. 107–119.

08.04.2024