Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков: уроки пандемии COV1D-19

Для ограничения распространения коронавирусной инфекции COVID-19, получившей статус пандемии, временно был введен локдаун. В условиях изоляции дети и подростки, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), столкнулись с вынужденными изменениями в распорядке дня в виде перехода на дистанционное обучение, снижение физической активности, увеличение времени перед экранами телевизоров/мониторов компьютеров/планшетов и др.

В обзоре представлены современные сведения, отражающие связи между социальными ограничениями, вызванными пандемией COVID-19, и поведенческими проблемами у детей и подростков с СДВГ. Проанализированы основные факторы, способные оказать влияние на выраженность заболевания у детей и подростков. Особое внимание уделено роли родительского поведения и его влияния на проявления СДВГ у детей в условиях изоляции.

Результаты многочисленных наблюдений и онлайн-опросов родственников и детей, страдающих СДВГ, продемонстрировали разнонаправленную траекторию течения заболевания в зависимости от многочисленных факторов, включая взаимоотношения с родителями и ближайшими родственниками. Несмотря на завершение пандемии COVID-19, последствия изоляции в критические периоды детского возраста потенциально могут привести к увеличению бремени психических болезней.

Лечение детей и подростков с СДВГ в условиях пандемии COVID-19 должно быть патогенетическим, учитывающим основные симптомы заболевания. При выборе фармакотерапии следует отдавать приоритет лекарственным препаратам с верифицированной эффективностью и надежным профилем безопасности.

Чутко Л.С., Фатеева В.В., Сурушкина С.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков: уроки пандемии COV1D-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024; 124) 1):60—65. https://doi.org/10.17116/jnevro202412401160

24.06.2024