Комплексная реабилитация детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Введение. Высокая частота и большая социальная значимость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей дошкольного возраста определяет поиск и разработку новых возможностей их реабилитации.

Цель. Проанализировать результаты использования актуального лечебно-реабилитационного комплекса (биологической обратной связи, сенсорной интеграции, психолого-логопедического, физиотерапевтического воздействия) и возможность его широкого внедрения в клиническую практику при реабилитации детей дошкольного возраста с СДВГ.

Материалы и методы. В проспективное исследование включено 63 ребенка (33 мальчика и 30 девочек) в возрасте 5–7 лет. Пациенты разделены на две группы: 1-я – 34 ребенка 5 лет – 5 лет 11 мес. 29 дней с СДВГ, 2-я – 29 детей 6 лет – 6 лет 11 мес. 29 дней с СДВГ. Продолжительность наблюдения каждого пациента составила 15 мес. Обследование детей проводилось неврологом, реабилитологом, нейропсихологом, логопедом-дефектологом с оценкой показателей произвольного внимания по шкале Б. Бурдона детям 1-й группы и по шкале Тулуз-Пьерона (в адаптации Л.А. Ясюковой) детям 2-й группы. Осуществлялся опрос и анкетирование родителей с помощью специальных опросников.

Результаты. У всех детей до начала лечения были выявлены нарушения функций произвольного внимания, носившие изолированный (26,5 и 23,8%) и смешанный характер (73,5 и 62,5%) в 1-й и 2-й группах соответственно. После проведения комплекса реабилитационных мероприятий выявлено достоверное снижение не только изолированных, но и смешанных нарушений внимания у детей с СДВГ в обеих группах. Оценка электроэнцефалограммы после проведения комплекса реабилитационных мероприятий выявила снижение мощности тета-активности и увеличение мощности низкочастотной бета-активности у 18,7% детей 1-й группы и 16,2% детей 2-й группы, что свидетельствовало об улучшении нейродинамических функций и достаточном когнитивном потенциале данной когорты детей.

Выводы. Раннее начало и пролонгированное использование предложенного реабилитационного комплекса повысит способность к обучению и предотвратит школьную и социальную дезадаптацию детей с СДВГ.

Бережанская СБ, Афонин АА, Лебеденко АА, Вострых НН, Созаева ДИ, Кравченко ЛВ, Попова НН. Комплексная реабилитация детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.  Медицинский Совет. 2023;(17):194-203.  

15.07.2024