Когнитивное и речевое развитие детей дошкольного возраста, зачатых путем вспомогательных репродуктивных технологий

Психическое здоровье детей, зачатых с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), вызывает все большее беспокойство родителей и специалистов. При максимальном соблюдении условий использования репродуктивных технологий ожидается рождение здорового ребенка. Но у некоторых детей, зачатых искусственным путем, наблюдаются проблемы в развитии, нарушения речевых и когнитивных функций. Проведено пилотное исследование когнитивного и речевого развития детей от 3-х до 8-ми лет с целью сравнительного анализа развития детей от индуцированной беременности и зачатых естественным путем для определения возможного влияния методов ВРТ на развитие.

Описание клинического исследования.

Исследованы когнитивные и речевые функции 115 детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет: 54 ребенка от индуцированной беременности вошли в экспериментальные группы (ЭГ 1 и ЭГ 2) и 61 ребенок от естественного зачатия включены в контрольные группы (КГ 1 и КГ 2). Применялись методика нейропсихологической диагностики детей Л.С. Цветковой и методы логопедического обследования (оценка состояния мимической и артикуляционной мускулатуры, дыхания, просодического оформления речи, общего речевого развития). Результаты обрабатывались путем качественной и количественной оценки соответствия когнитивного и речевого развития ребенка нормативному онтогенезу.

Авторами определено, что дети, зачатые с помощью ВРТ, имеют высокий процент перинатального риска: у 35% детей (n=54), зачатых путем ВРТ, отмечаются нарушения развития (аутизм, задержка психического развития и др.) и в 77% случаев различные речевые нарушения, — что оказывает негативное влияние на развитие познавательной деятельности. У детей, зачатых естественным путем (n=61), процент нарушений ниже: в 47% случаев отмечались когнитивные расстройства, и у 60% детей выявлены речевые нарушения от легкой до средней степени выраженности.

Выводы. 

Подкрепляется гипотеза о возможном влиянии применяемых методов оплодотворения, особенностей проведения процедуры, состояния здоровья родителей до зачатия, течения беременности матери и других пренатальных факторов на возникновение нарушений развития у детей, зачатых путем ВРТ.

Междисциплинарный подход в организации исследования позволит всесторонне изучить особенности развития детей от индуцированной беременности и своевременно выявить возможные факторы дизонтогенетического риска.


Источник: Суркова К.Л. Когнитивное и речевое развитие детей дошкольного возраста, зачатых путем вспомогательных репродуктивных технологий // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 38–44. 

 

11.12.2024