Психические расстройства в  практике детского невролога: возможности командного взаимодействия

Психотерапевтическая коррекция поведенческих и личностных реакций в детском возрасте, возникших на фоне неврологических заболеваний, приобретает в последнее время все большую актуальность и значимость. Известно, что поведенческие проблемы, синдром гиперактивности, расстройства когнитивного и речевого развития, затрудняющие социализацию и обучение ребенка, чаще встречаются у детей с органическим поражением головного мозга, в том числе — перинатального генеза.

Признаки резидуально-органического поражения головного мозга у детей и подростков выявляются в 20-90% случаев. Последствия перинатальной патологии, инфекционного заболевания нервной системы, черепно-мозговой травмы со временем могут компенсироваться и клинически проявляться задержкой психического и речевого развития, проявлениями психоорганического синдрома, поведенческими нарушениями, специфическими расстройствами учебных навыков, что может стать причиной школьной дезадаптации.

Без специализированной помощи эти расстройства долгое время могут оставаться недиагностированными, что объясняется многообразием и неспецифичностью клинических проявлений и отсутствием необходимых знаний у педиатров и неврологов. Поэтому, для осуществления ранней диагностики нарушений моторного, когнитивного и речевого развития, поведенческих расстройств у детей с органическим поражением головного мозга, с последующим назначением своевременной и патогенетически обоснованной коррекции данных расстройств, в терапевтическом процессе необходимо участие врача психиатра-психотерапевта.

В статье приведены сведения  о психических расстройствах  у детей раннего и дошкольного возраста, проходящих лечение в условиях неврологического стационара  в МУЗ ДГБ № 8 в г.Казани.

За период с 2006 года врачом- психотерапевтом были проконсультированы  283  ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет. В обследованной группе было 68,2% мальчиков и 31,8% девочек. Большая часть детей — 240 (84,8%) пациентов — находились в клинике по поводу последствий органического поражения головного мозга (перинатального, эпилептического, травматического, постинфекционного генеза).

Консультации психотерапевта проводились по назначению лечащего врача- невролога, основные запросы которого сводились к следующему: оценка уровня психического, речевого, эмоционального развития; оценка поведения и активности ребенка, выявление актуальных психогений, оценка психосоциальных факторов и семейных особенностей, влияющих на развитие ребенка, коррекция выявленных нарушений, помощь в работе с семьей ребенка с преимущественно психическими нарушениями, мотивационная терапия.

Основными жалобами родителей были: проблемное поведение и трудности во взаимоотношениях с ребенком (непослушание, упрямство, негативизм, гиперактивность, агрессивность) (232 — 82%), отставание в развитии (162 — 57%), нарушения речи (112 — 39%), избыточные движения, «привычки» (30 — 10,6%), рассеянность, трудности концентрации внимания (82 — 29%), трудности адаптации в социуме, проблемы в общении со сверстниками (104 — 37%).

Таким образом, основными причинами для беспокойства у родителей выступали: поведенческие нарушения, отсутствие оптимальной интеракции, трудность установления продуктивного диалога и непонимание запросов ребенка, проблемы социализации ребенка. Многие родители отмечали собственную беспомощность и неспособность адекватно реагировать на негативные поведенческие проявления со стороны ребенка. Некомпетентность родителей, «непринятие» ребенка, неадекватность воспитательных подходов способны усугубить нарушенную интеракцию и препятствовать адаптации ребенка в социуме.

Клинически у обследованных детей были выявлены: когнитивные расстройства в сочетании с системным недоразвитием речи и синдромом гиперактивности (123 =43%), речевые нарушения (65 — 23%), тикозное расстройство (транзиторное, хроническое, комбинированное) (38 — 13,4%), невротические и тревожные расстройства (26 — 9,1%), нарушения аутистического спектра (16 — 5,6%), нарушения поведения (11 — 4%),нарушения привязанности (4 — 1,4%).

В процессе психотерапевтического консультирования детей, находившихся на обследовании и лечении в неврологическом отделении, нередко возникали трудности в оценке психического статуса ребенка. Эти трудности были связаны с наличием поведенческих «масок», с недооценкой психических особенностей, свойственных возрасту (импульсивность, гиперактивность у детей раннего и младшего дошкольного возраста), на фоне затруднений установления контакта (у детей с недоразвитием речи, с аутистическими проявлениями). Для осуществления психокоррекционной помощи необходимо изучение семейной системы больного ребенка.

Основными направлениями работы врача-психотерапевта в неврологическом стационаре стали:

  • оценка актуального психического состояния ребенка;
  • диагностика и коррекция нарушений психического, речевого, эмоционального, моторного развития в рамках командного подхода с включением в терапевтический процесс, наряду с неврологом и психотерапевтом, логопедов, Войта- терапевтов, Монтессори-педагогов и других специалистов;
  • выявление и лечение сопутствующих невротических и психогенных расстройств у детей с неврологическими заболеваниями (ипохондрических, тревожно-депрессивных, фобических, конверсионных синдромов, дезактуализация психогений);
  • психотерапевтическая коррекция поведенческих и личностных реакций, возникших вследствие неврологических заболеваний (например, личностно-характерологические особенности и когнитивный дефицит при эпилепсии, стой- кие тревожно-депрессивные расстройства при нарушении функционирования тазовых органов);
  • амбулаторная поддержка выписавшихся пациентов с целью предотвращения «рецидивов» невротических расстройств;
  • участие в реабилитации детей и подростков с тяжелыми неврологическими заболеваниями. В этом случае деятельность психотерапевта сосредоточена на изучении качества жизни, поддержания мотивации к лечению, повышению жизненной активности и др.

При проведении психотерапевтической коррекции важно параллельно проводить занятия с ребенком и с членами его семьи.

Семейно-центрированный подход подразумевает активное взаимодействие с семьей по следующим направлениям: психообразовательное (информирование о выявленных дефицитарных высших психических функциях ребенка и его ресурсных возможностях), психопрофилактическое (повышение родительской компетентности для предотвращения закрепления патологических поведенческих стереотипов  и профилактики нарушений в развитии), психокоррекционное (работа с семьей в рамках запроса семейной системы).

При работе с родителями основными целями являлись: улучшение психоэмоционального состояния (мишени воздействия: чувство вины, реакция горя (при первично установленном диагнозе), чувство родительской некомпетентности, страх, тревога, депрессия, «неудовлетворенность родительством»), повышение мотивации к лечению, освоение прикладного анализа поведения, консультирование семьи по вопросам развития ребенка с учетом специфики его заболевания.

Проведенное исследование показало частоту и разнообразный спектр психических расстройств, выявляемых у детей с неврологической патологией. Участие психотерапевта при проведении комплексной диагностики и терапии способствует выявлению и коррекции поведенческих и личностных реакций, возникающих на фоне основного неврологического заболевания, формированию мотивации к лечению, повышению жизненной активности и психосоциального статуса пациента и членов его семьи.

 

Источник:

Психические расстройства в  практике детского невролога: возможности командного взаимодействия. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Зайкова Ф.М.

https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-rasstroystva-v-praktike-detskogo-nevrologa-vozmozhnosti-komandnogo-vzaimodeystviya

 

Читайте также:

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Опухоли головного мозга у детей: важность онконастороженности и особенности диагностики с позиции детского невролога

Интраоперационная ректальная ампулярная манометрия при хирургическом лечении липом конуса спинного мозга у детей

Метки: ,

28.01.2020