Особенности адаптивного поведения детей с аутизмом

Специалисты Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова и Областной клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Баженова рассматрели особенности адаптивного поведения детей с ранним детским аутизмом (РДА). Исследование основывается на анализе взглядов на природу аутизма О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Особое место отведено роли образовательных учреждений, в частности заведений внешкольного обучения и социально-педагогических центров.

Расстройства аутистического спектра, в частности РДА, представляют собой один из наименее объяснимых и исследованных феноменов детства. Что такое аутизм, почему он возникает, и какая помощь при нем должна быть оказана – на все эти насущные вопросы сейчас вряд ли можно найти однозначный ответ.

Авторами были сформированы две группы испытуемых по 30 человек. В исследовании приняли участие родители детей с РДА, которые и составили основную группу исследования, и родители детей, не имеющих нарушения психического развития, которые, в свою очередь, составили группу сравнения. В состав обеих групп вошли родители детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

Проанализировав данные, полученные в ходе статистической обработки, авторы получили следующие результаты.

С помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена в основной группе была установлена статистически значимая связь между шкалами:

— «Коммуникация» и «Семейная адаптация», «Неразвитость родительских чувств», «Минимальность санкций», «Семейная сплоченность», «Интеллектуально-культурная ориентация семьи»;

— «Повседневные житейские навыки» и «Семейная адаптация», «Гиперпротекция», «Конфликт», «Интеллектуально-культурная ориентация»;

— «Социализация» и «Семейная адаптация», «Неразвитость родительских чувств»,

«Гиперпротекция», «Интеллектуально-культурная ориентация»;

-«Нарушение  социализации»  и  «Семейная  адаптация»,  «Гиперпротекция», «Интеллектуально-культурная ориентация», «Независимость»;

— «Делинквентное поведение» и «Семейная адаптация».

Эти данные позволяют увидеть существование статистически значимой связи между адаптивным поведением детей с РДА и особенностями взаимодействий в их семье. В связи с этим, выдвинутая авторами гипотеза о том, что адаптивное поведение детей с РДА связанно с особенностями взаимодействий в их семье, подтверждена.

С помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена в основной группе авторы установили статистически значимую связь между шкалами «Количество социальных  институтов»  и  «Коммуникация»,  «Повседневные  житейские  навыки», «Социализация», «Нарушение социализации», «Делинквентное поведение».

Полученные данные позволяют прийти к выводу о наличии статистически значимой связи между адаптивным поведением и включенностью детей с РДА в различные социальные институты (шкала «Количество социальных институтов» по диагностической беседе с родителями). В данном случае можно констатировать подтверждение гипотезы о связи уровня адаптивного поведение с включенностью детей с РДА в различные социальные институты.

Использовав для обработки t-критерий Стьюдента, установлены статистически значимые различия между основной группой и группой сравнения по следующим шкалам: «Семейная сплоченность», «Семейная адаптация», «Гиперпротекция», «Гипопротекция», «Чрезмерность санкций», «Фобия утраты ребенка», «Проекция нежелательных качеств», «Независимость», «Ориентация на достижения», «Ориентация на активный отдых», «Контроль». Это, в свою очередь, дает возможность говорить о существование статистически значимых различий между особенностями взаимодействий в семье с аутичным ребенком и в семье с ребенком, не имеющим нарушения психического развития. В результате можно сделать вывод о том, что гипотеза о наличии специфических особенностей взаимодействий в семье с аутичным ребенком также подтверждена.

В результате проведенного статистического анализа специалисты констатировали, что все выдвинутые в настоящем исследовании гипотезы подтверждены.

В результате анализа полученных в ходе исследования данных авторами был выявлен ряд статистически значимых корреляций между показателями адаптивного поведения и особенностями взаимодействий в семье детей с РДА.

Авторы обнаружили, что такой параметр взаимодействий в семье как «Семейная адаптация» в наибольшей степени связан с особенностями адаптивного поведения детей с РДА. Видимо, адаптированность поведения детей с РДА находится в тесной связи с гибкостью и адаптированностью всей семейной системы в целом.

Эти данные также подтверждаются выявленной значимой связью между адаптированностью поведения детей с РДА по ряду шкал,  и «Интеллектуально-культурной ориентацией» семьи. По всей видимости, успешность адаптации детей с РДА обнаруживает свою тесную корреляцию со степенью активности всей семьи в целом в различных сферах деятельности: социальной, культурной, интел- лектуальной и т.д.

Данные по шкале «Гиперпротекция» показали свою статистически значимую обратно пропорциональную связь с некоторыми параметрами адаптивного поведения детей с РДА. Данное обстоятельство можно объяснить неблагоприятным воздействием чрезмерной гиперпротекции на самостоятельность детей с РДА на возможности их адаптации в целом. То же можно сказать и о значимой обратной связи между адаптированностью поведения аутичных детей (по шкалам «Коммуникация» и «Социализация») и шкалой «Неразвитость родительских чувств». Вероятно, неразвитость родительских чувств в определенной мере связана со сниженными возможностями адаптивного поведения детей с РДА.

Вместе с тем проведенный авторами анализ показал наличие статистически значимых различий между основной группой и группой сравнения по ряду шкал, в том числе и по шкале «Гиперпротекция». Как показывают результаты настоящей работы, именно гиперпротекция является одной из специфических особенностей взаимодействий в семье аутичных детей. Вероятно, сам факт наличия у ребенка аутизма в определенной степени обуславливает формирование подобного дисфункционального стиля воспитания у его родителей.

Кроме того, согласно результатам данной работы, помимо гиперпротекции для семьи детей с РДА характерной оказалась так называемая «Фобия утраты ребенка». Преобладание подобного дисфункционального компонента в семье детей с РДА, по всей видимости, также обусловлено самим фактом наличия у ребенка аутистического расстройства, вызывающего у родителей подобную фобию утраты ребенка в целом.

«Проекция нежелательных качеств», как показывают результаты анализа, также представляет собой специфическую особенность взаимодействий в семье детей с РДА. В такой неблагоприятной для родителя ситуации как наличие у его ребенка диагноза детский аутизм, возможно, в определенной мере, побуждает его извлечь из этого хоть какую-нибудь эмоциональную выгоду, а именно спроецировать на ребенка собственные нежелательные качества.

По мнению авторов, данные результаты объясняются тем, что в семьях основной группы такие факторы семейных взаимодействий как самостоятельность, независимость каждого члена семьи, ориентация всей семьи на достижения и активное совместное времяпрепровождение в силу имеющегося у ребенка диагноза аутизма оказываются весьма ограниченными. Необходимость постоянного сопровождения ребенка с РДА во всех сферах его деятельности и приводит к тому, что вышеуказанных факторы в таких семьях уходят на второй план. Они вытесняются постоянной опекой, заботой, контролем за аутичным ребенком, без которых в силу имеющегося у него расстройства он обойтись не может. Данные факторы в семьях основной группы, в ситуации наличия у ребенка такого тяже- лого расстройства как аутизм, видимо, теряют свою особую значимость. Необходимость постоянного контроля, за жизнью аутичного ребенка в рамках данной работы подтверждается и тем, что в ходе анализа также было обнаружено статистически значимое различие между основной группой и группой сравнения по шкале «Контроль».

Выявленная значимая связь между показателями адатированности поведения (по всем рассмотренным шкалам) и включенностью детей с РДА в различные социальные институты,  позволяет говорить о том, что широта социальных связей аутичного ребенка с внешним миром, так или иначе, обнаруживает свою тесную связь с успешностью его адаптации. Очевидно, что поведение детей не имеющих каких-либо нарушений психического развития является более адаптированным, чем поведение детей с РДА.

Таким образом, успешность адаптации детей с РДА в гораздо большей степени зависит от их внешних социальных ресурсов, чем в случае детей группы сравнения. Очевидно, ребенок не имеющий каких-либо нарушений психического развития априори располагает более широкими возможностями успешной адаптации и не нуждается так остро во внешних социальных поддерживающих ресурсах. В силу имеющегося у аутичного ребенка нарушения психического развития он обладает весьма ограниченными возможностями адаптации, в связи с чем, такие внешние социальные ресурсы как благоприятные взаимодействия в семье и широкие связи с социумом выступают в качестве мощного поддерживающего фактора.

Адаптивное поведение детей с РДА наиболее тесным образом связано с гибкостью и адаптированностью всей семейной системы в целом, а также со степенью активности всей семьи в различных сферах деятельности. Для семьи аутичного ребенка наиболее характерны такие дисфункциональные стили воспитания как гиперпротекция, фобия утраты ребенка и проекция нежелательных качеств. Чем больше в семье детей с РДА выражены такие дисфункциональные стили воспитания, как гиперпротекция и неразвитость родительских чувств, тем ниже адаптированность поведения аутичных детей.Включенность детей с РДА в различные социальные институты обнаруживает свою тесную прямую связь с такими показателями адаптивного поведения, как коммуникация, повседневные житейские навыки и социализация; обратная связь обнаружена с показателями нарушение социализация и делинквентное поведение.

Источник: Особенности адаптивного поведения детей с аутизмом
Разживина М.И., Заболотская В.А.
Том 8, №2, 2020 год.

Метки: ,

26.08.2020